Для связи в whatsapp +905441085890

Основные черты философии нового времени — Сенсуалистическое направление в философии Нового времени: английский сенсуализм

Основателем эмпиризма был английский философ и политик Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден, что философия может и должна стать наукой.

Наука для основателя эмпиризма была высшей ценностью с практической пользой. Свое отношение к науке он выразил в афоризме: «Знание — сила». Бэкон любил повторять: «Мы можем сделать только столько, сколько знаем». Свои обобщения об огромной роли науки в жизни человека и поиск наиболее продуктивного метода научного поиска он выразил в незаконченном труде «Великое восстановление наук», частями которого стали трактаты «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый органон, или Истинное руководство к истолкованию природы».

По мнению Бэкона, главная трудность в понимании природы заключается не в предмете, не во внешних, неподвластных нам условиях, а в человеческом разуме, его использовании и применении. Он считал, что творческой части новой философии должна предшествовать работа по прояснению причин, затуманивающих естественный разум, его прозрения. Такие причины являются идолами (лат. idola — буквально образы, также искаженные образы).

Бэкон называет идолов заблуждениями разума, которые искажают познание. Среди них он выделяет как индивидуальные ошибки, так и ошибки, присущие человеческому познанию в целом.

Первый тип бреда — это «призраки вида». Они «питаются самой природой человека», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают. Но они также указывают на их недостатки.

Второй тип заблуждений, «духи пещеры», носят индивидуальный характер и возникают в процессе воспитания. Согласно Бэкону, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, который, естественно, влияет на его суждения. Эти обманы можно преодолеть с помощью коллективного опыта и наблюдения.

Третий вид обмана — «призраки рынка» — возникает из-за особенностей социальной жизни человека, из-за привычки использовать широко распространенные идеи и мнения при оценке мира. Они, по словам основателя эмпиризма, являются худшими из всех. Ибо они укоренены в разуме.

Четвертый тип заблуждения, «театральный ум», связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские доктрины. Они затемняют глаза пеленой катаракты, продолжают размножаться, и возможно — в будущем их станет еще больше. И поэтому «истина — дочь времени, а не власти».

Время показало, что Бэкон не ошибался, указывая на заблуждения разума; более того, с развитием науки их ни в коем случае не стало меньше, а наоборот, больше.

Освободив ум от призраков, необходимо выбрать метод познания. Для Бэкона правильный метод — это лучший проводник будущих открытий и изобретений, кратчайший путь к истине. Указывая кратчайший путь к открытию, он увеличивает власть человека над природой.

Основные черты философии нового времени

Сенсуалистическое направление в философии Нового времени: английский сенсуализм

Полемика между рационализмом и эмпиризмом XVII века нашла свое продолжение в работах английских мыслителей XVIII века, представителей сенсуалистической философской школы, Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Хьюм.

Термин «сенсуализм» происходит от латинского слова «sensus», что означает чувство, ощущение. Согласно сенсуализму, ощущения являются единственным источником и основой знания. «Ум не содержит ничего, что не было бы ранее дано чувству», — так сформулировал суть сенсуализма английский философ Джон Локк, основатель этого направления в новой философии. Английский сенсуализм был представлен в двух версиях: материалистический сенсуализм Джона Локка и субъективно-идеалистический сенсуализм Джона Беркли и Д. Хьюм.

Материалистический сенсуализм Дж. Локка. Философ, педагог и политический мыслитель Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма и разработал сенсуалистическую теорию познания, а также политическую доктрину либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.

Основополагающий философский труд Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» посвящен исследованию человеческого разума, его способностей, функций и ограничений. Он считал, что «знание о собственных познавательных способностях защищает нас от скептицизма и умственной бездеятельности».

1 Разум не дан человеку от рождения; он формируется в процессе воспитания. Знания, идеи, принципы также не «вкладываются» в человеческие души Богом, а формируются благодаря усилиям человека. У новорожденного человека нет никаких идей; его душа — это tabula rasa (лат. tabula — чистая скрижаль, tabula, покрытая воском), на которой жизнь и опыт рисуют свои узоры.

Человеческий разум, каким бы сильным он ни был, не может изобретать идеи. Источником идей является опыт. Что такое «опыт»? Под опытом Локк подразумевал все, что действует на человеческое сознание и усваивается им в течение жизни. Локк разделил опыт на внешний и внутренний. Объектом первого является внешний мир, объектом второго — деятельность самой души. Первая служит основой для познания чувств, вторая — для познания рефлексии. Из этих двух источников мы черпаем все наши идеи.

Важность философской концепции Джона Локка в истории философской мысли определяется тем, что он разработал сенсуалистическую теорию познания, на основе которой дал критику врожденных идей, а также рассмотрел различные аспекты деятельности человеческого разума.

Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли. Английский мыслитель Джордж Беркли (1685-1753), епископ англиканской церкви в Клойне, Ирландия, был резким критиком материалистической веры Дж. Локка в ощущения.

Разрабатывая свою концепцию, епископ Клойнский поставил перед собой сверхзадачу: опровергнуть материализм и атеизм и защитить религию философскими аргументами.

Атеизм основан на философии материализма, центральным понятием которой является понятие материи. Поэтому, чтобы опровергнуть атеизм и защитить религию, необходимо доказать не только невозможность существования материи, но и невозможность создания общего понятия материи. Идея материи не может быть выведена из опыта. Главный недостаток любой философии, признающей материю субстанцией, заключается, согласно Беркли, в ложной абстракции.

Антропоцентризм

Главная особенность философии эпохи Возрождения — антропоцентризм. Антропоцентризм (от греческого — человек и латинского centrum — центр) — это вера, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.

Антропоцентризм был представлен в различных формах в истории философской мысли. Христианство и ислам, а также буддизм являются антропоцентрическими и гуманистическими религиями, в которых человек является вершиной творения и центром мира, созданного Богом.

Ренессансный антропоцентризм был противопоставлен средневековому антропоцентризму. Антропоцентризм как основной акцент мировоззрения гуманистов означал замену концепции обожествления, т.е. нравственного совершенствования человека, приближающего его к Богу, концепцией обожествления человека и его максимального приближения к Богу на пути творческой деятельности.

Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследования. Место человека в мире, его свобода, его судьба волновали таких мыслителей и художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико де Мирандола, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие.

Развитие науки и философия религии раннего Нового времени

Термин «Новый век» появился в Италии в XV веке — гуманисты эпохи Возрождения признали себя «новыми людьми» и противопоставили свою эпоху «пробуждения духа» Средневековью. Принципы нового мышления и классическая новоевропейская научная парадигма, новая модель мироздания, формировались на фоне экономических, политических, социальных и культурных изменений конца XVI-XVII веков.

Благодаря великим географическим открытиям и научным достижениям последующих веков в области астрономии и физики, начавшимся в конце XV века, европейское мировоззрение было не только изменено, но и радикально перестроено. Однако, возможно, самым большим достижением Нового времени стало появление нового философского самосознания, понимание самого человека как активного, действующего субъекта мировой истории. В отличие от христианского представления о конце времен и надвигающемся Страшном суде, в эпоху Нового времени возникла идея научного и социального прогресса — поступательного развития человечества к лучшему, более справедливому будущему.

Полезно помнить

Философия религии Нового времени — это критическое отношение к религии с точки зрения «чистого разума». Философия признает себя как область знания, полностью автономную от теологии, даже если философская теология возникает внутри этой или других философских систем.

Условия для возникновения философии религии Нового времени были созданы задолго до ее появления.

Во-первых, наследие гуманизма в его критике схоластической метафизики стало отправной точкой для его последующего отделения от теологии. Ранние новоевропейские философы критиковали теологию за ее «бесплодность» с точки зрения конкретного, научно аргументированного знания и за умозрительность и спекулятивность.

Во-вторых, критика авторитета католической церкви и ее оплота, института папства, привела к решающим социально-политическим потрясениям в эпоху Реформации. Религиозные войны и революции XVII века в Нидерландах (1566-1609) и Англии (1640-1688) способствовали обострению религиозных и политических проблем. Философы стали рассматривать церковь как социальный институт, а религию — как идеологию, определенным образом влияющую на развитие общества.

В-третьих, начало Нового времени — это рождение новоевропейской науки. Научная революция, начатая Коперником и Галилеем, ознаменовалась отказом церкви от гелиоцентризма, а героическая смерть Джордано Бруно на костре инквизиции стала своего рода отправной точкой для начала новой эры. Появление работы Коперника «О вращении небесных сфер» (1543) стало поворотным пунктом для европейской мысли. Он ознаменовал собой научную революцию, выразившуюся в претензии науки на статус автономной от теологии области знания. В 1633 году католическая церковь запретила учение Коперника, даже «в форме гипотезы», как «вредное» для христианского мировоззрения.

Начиная с работы Галилея «Диалог о двух главных системах мира — птолемеевой и коперниканской» (1632), во главу угла была поставлена экспериментальная наука. Механистическая модель Вселенной, которую построил Галилей, была окончательно завершена Исааком Ньютоном (1643-1727), который придал этой системе окончательную физическую основу. Работа Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) часто считается самым важным произведением в истории научной мысли. В 18 веке его теория считалась абсолютным, фундаментальным и окончательным научным знанием, которое помогло установить классическую механистическую научную парадигму.

Постмодернизм

Постмодернизм — это направление в искусстве, которое пришло на смену модернизму в 1950-х годах. Возникший одновременно в нескольких развитых странах Америки и Европы, постмодернизм — это художественное направление, которое является одновременно продолжением модернизма и его преодолением. В резком контрасте с искусством Нового времени, Постмодернизм гораздо ближе к своему предшественнику, Модернизму.

Впервые мы встречаем термин «постмодернизм» в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры». (1917). В эстетике «постмодернизм» становится популярным после книги К. Дженкса «Язык постмодернистской архитектуры» (1977). (1977). В нем этот термин не используется для описания крайних литературных экспериментов, а означает отказ от экстремизма и нигилизма авангарда, частичный возврат к традиции и особый акцент на коммуникативной роли архитектуры.

Искусство постмодерна с самого начала было разнообразным, фрагментарным и противоречивым. Его энергия, в отличие от искусства некоторых предыдущих десятилетий, не была направлена в одном направлении, которое можно было бы обозначить всеобъемлющим термином, таким как «абстрактный экспрессионизм» или «минимализм».

В отличие от понятий коллективного действия и сообщества художников, которые лежат в основе идеи художественного «движения», постмодернистское искусство гордится своей неоднородностью. Наибольшее разнообразие отражается в простом перечислении течений в современном искусстве: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, нарративное искусство, монументальная абстрактная скульптура (ленд-арт, работа с землей), абстрактная живопись, главной характеристикой которой сегодня является не точность и строгость, а нарочитая эклектика.

Прототипом этих разнородных течений является образ личной свободы. Появилось множество возможностей, из которых свободный художник может выбирать сегодня, тогда как в прошлом путь к этим возможностям был перекрыт репрессивной концепцией художественного (исторического) стиля.

Зародившись сначала в потоке художественной культуры, особенно в литературе и архитектуре, постмодернизм вскоре превратился в широкое культурное течение, затрагивающее философию, эстетику и гуманитарные науки.

Постмодернизм обычно рассматривается как новый, ярко выраженный художественный стиль, пришедший на смену модернизму. Однако постмодернизм еще слишком молод, чтобы всерьез говорить о нем как о самостоятельном художественном стиле, получив не слишком удачное название всего через несколько десятилетий после своего появления.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Максим исповедник
  2. Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма
  3. Эстетическое сознание
  4. Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
  5. Структурная антропология
  6. Эклектика и диалектика
  7. Трансцендентальная философия И. Канта
  8. Проблемы типологии истории
  9. Философия в средние века
  10. Чувственное и рациональное познание и их единство