Для связи в whatsapp +905441085890

Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Вклад А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
  2. Теория и технология развивающего обучения
  3. Принципы педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике
  4. Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, И.П. Иванова и др
  5. Технология проблемного обучения в школе
  6. Личностно-ориентированное обучение в школе
  7. Проблема соотношения воспитания, обучения и развития
  8. Способности и мастерство преподавателя в педагогике
  9. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
  10. Причины, характер и пути преодоления конфликтов в профессионально-педагогической деятельности учителя

Введение

Цель данной статьи — рассмотреть одну из основных проблем педагогики, а именно проблему развивающего обучения, как ее понимали известные педагоги в разное время. Я рада, что мне дали эту тему, потому что меня очень волнует проблема развития ребенка. Когда я смотрю на то, что происходит в сегодняшних школах, как вдалбливаются знания детям, начиная с шестилетнего возраста (!), мне хочется радикально изменить существующую систему образования. Я согласен с теми учеными, которые считают, что интеллектуальное развитие предполагает не знания как таковые, а способность человека приобретать и применять знания, переносить имеющиеся знания в относительно новые ситуации. Я не отрицаю важности знаний. Напротив, я считаю, что знания нужно собирать отовсюду, как пчелы собирают мед. Но ценны не только знания, но и сам процесс их получения. Когда-то философы приравнивали такой процесс к высшему наслаждению. И Я.А. Коменский писал, что заставлять ребенка сидеть над книгой 6-8 часов каждый день в классе и еще столько же за домашними заданиями — это «пытка», ведущая к бессилию и помутнению рассудка, и утверждал, что обучение должно быть «приятным и легким» и занимать не более 4 часов в день.

В последние годы учителя все больше понимают идею развивающего образования, которая ассоциируется у них с возможностью радикальных изменений в школах. Если раньше главной задачей было распространение знаний, всеобщее обучение детей, то сейчас стоит проблема развития навыков, формирования талантов у каждого ребенка. Можно с уверенностью сказать, что внедрение развивающего обучения в современной школе имеет большое воспитательное значение.

Школа несет ответственность за наше будущее. Но в настоящее время она не справляется с задачей развития самостоятельного мышления у всех детей. В основной массе дети вялые (не активные), не самостоятельные, склонные к шаблонам, к привычному ходу мыслей, им трудно перестроиться с одной системы действий на другую. Правильным выходом из этой ситуации является совершенствование технологии развития образования. При разработке школьных программ необходимо соотнести каждый тезис с интеллектуальным развитием учащихся, помня о сверхзадаче — формировании творческого мышления.

Исторические корни развивающего обучения

История идеи развивающего образования восходит к временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических рассуждениях утверждал, что главное в обучении — это обеспечение всестороннего развития. Эту идею развивали Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель в Древней Греции и Квинтилиан в Древнем Риме. Они известны не только как философы, но и как авторы учебных трудов. Их мысли до сих пор привлекают внимание ученых.

Метод Сократа (469 или 470-399 гг. до н.э.), с помощью которого он вел беседы с молодыми людьми, используется сегодня учителями-новаторами, которые, преодолевая догматизм, развивают у учеников творческое мышление. Сократ не проповедовал, он призывал собеседника думать и искать истину самостоятельно.

Платон (427 или 428 — 347 или 348 гг. до н.э.) сочетал философию с политикой и образованием. Он видел задачу воспитания в укреплении рациональной части души путем развития добродетели в потомстве. Несмотря на свою авторитарную позицию, Платон подчеркивал, что ребенка следует обучать не насильно, а в игре, ибо свободный человек не должен рабски постигать науки.

Демокрит (460 или 470 — 370 гг. до н.э.) ответил на вопрос, который волнует сегодня многих педагогов: что полезнее в обучении ребенка — дать ему сумму различных знаний или развить его мышление. Сравнивая важность одного и другого, он отдает предпочтение последнему: «Нужно стремиться не столько к большим знаниям, сколько к всестороннему формированию ума».

Согласно Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), целью воспитания является развитие высших частей души (разумной и животной). Аристотель считал, что все воспитание (физическое, моральное и духовное) должно осуществляться в единстве — не должно быть предпочтения только одному виду. Человеческое стремление к прекрасному должно объединить их. Основные факторы воспитания: природные задатки, привычки, развитие мыслительных способностей. Основываясь на идее развития, он считал, что человек рождается лишь с зародышами способностей, которые развиваются в процессе воспитания.

Римский философ Квинтилиан (ок. 35 и ок. 96) в своем труде «О воспитании оратора» описывает способности свободнорожденных граждан, выясняет условия развития способностей и определяет средства для развития мышления и речи. Согласно Квинтилиану, «интеллект», необходимый для дальнейшего обучения, заложен в самом человеке, и дети, неспособные к обучению, — такое же редкое исключение, как физическое уродство; образование взрослых и усердие в его осуществлении детей способствуют развитию того, что уже дано человеку при рождении.

Идея развивающего образования была разработана в 16-19 веках. Им занимались такие известные педагоги и философы, как М. Монтень, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие. Данная работа основана на анализе идей развития в педагогических работах вышеуказанных авторов. Они оставили большое педагогическое наследие, благодаря которому идеи развития изучаются и практикуются по сей день.

Среди российских педагогов, изучавших эту проблему, следует отметить Н.И. Следует упомянуть Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

Развивающее обучение в наследии М. Монтэна

Мишель Монтень (1533 — 1592) — выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавший относительность человеческого знания, его зависимость от многих условий.

В противовес схоластической науке Средневековья, которая тратила всю свою энергию на комментирование небольшого числа произведений, признанных церковью, Монтень выступал за экспериментальную науку, которая изучала сами вещи и проникала в их суть. Отсюда педагогические взгляды Монтеня: он был сторонником развивающего образования, которое не обременяет память механическим запоминанием информации, а способствует развитию самостоятельного мышления и приучает к критическому анализу. Это достигается путем преподавания как гуманитарных, так и научных дисциплин. Последние редко изучались в современных Монтеню школах.

Как и все гуманисты, Монтень выступал против строгой дисциплины средневековых школ и за внимательное отношение к детям.

Образование, утверждал Монтень, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка; теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, развитием эстетического вкуса, воспитанием высоких моральных качеств. Многие идеи Монтеня были взяты на вооружение педагогами в XVII-XVIII веках.

Основной идеей теории развивающего обучения по Монтеню является тот факт, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений с ребенком. Это связано с тем, что воспитание должно осуществляться без наказания, без принуждения и насилия (об этом в свое время говорил и Платон). Монтень считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Эксперименты», в главе «О воспитании детей», он пишет: «Я хочу, чтобы учитель с самого начала, в согласии с умственными наклонностями вверенного ему ребенка, давал ему возможность свободно выражать эти наклонности, предлагая ему испытать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, наоборот, позволяя ему самому найти дорогу. Я не хочу, чтобы наставник решал все один и говорил один, но и слушал своего ученика». Здесь Монтень следует за Сократом, который был известен тем, что сначала давал говорить своим ученикам, а затем говорил сам.

По словам Монтеня, ребенок становится личностью не столько благодаря приобретению знаний, сколько благодаря развитию способности к критическому суждению. «Пусть учитель спрашивает ученика не просто о словах заученного урока, а о его смысле и сути, и судит о пользе, которую он принес, не по свидетельству памяти ученика, а по его жизни». И пусть он, когда объясняет ученику какую-либо вещь, показывает ее ему с сотни разных сторон и применяет ее к разным предметам, чтобы увидеть, правильно ли ученик понял ее и насколько он ее усвоил».

«Воспитывайте в нем благородное любопытство; расспрашивайте обо всем без исключения; изучайте все примечательное, что не встречается в одиночку, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы древности, места, где проходил Цезарь или Карл Великий».

«Объяснив молодому человеку, что ему на самом деле нужно, чтобы стать лучше и мудрее, его следует познакомить с зачатками логики, физики, геометрии и риторики; и какую бы из этих наук он не выбрал, поскольку его ум к этому времени будет развит, он быстро достигнет в них успеха. Его нужно учить иногда в разговоре, иногда с помощью книг; иногда преподаватель просто покажет ему соответствующего автора, иногда объяснит ему содержание и суть книги в полностью разжеванном виде.

На этом основана педагогическая теория развивающего обучения М. Монтеня.

Развивающее обучение в наследии И. А. Коменского. А. Коменского

Ян Амос Коменский (1592-1670) — величайший просветитель и общественный деятель XVII века.

Коменский был основателем педагогики нового времени. В его теоретических работах по обучению и воспитанию детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новый метод языков», «Пансофийская школа» и др.) рассматриваются все педагогические проблемы. Лично мне понравился такой совет Коменского педагогам: «Воспитывать молодежь правильно — не значит насаждать в умах авторов собранные из смеси фраз и мнений, но это значит — развивать способность понимать вещи, чтобы из этой способности вытекали потоки знаний…». Я.А. Коменский придавал большое значение активности и самостоятельности детей в обучении: для развития познавательных способностей и жажды знаний необходимо поощрять любознательность детей и организовывать самостоятельность в наблюдении, речи, упражнениях, применении знаний на практике.

Одной из важнейших идей педагогического наследия Коменского является идея развивающего обучения. Идея развития в процессе обучения проходит почти через все работы Коменского. А. Коменский. Он понимал развитие как реализацию природных талантов и дарований, в соответствии с принципом естественной приспособляемости.

В искусстве воспитания это означает развивать то, что у человека есть «в зародыше», развивать изнутри, ожидая «созревания сил», не подталкивать природу туда, куда она не стремится, следуя общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в поступках». Исходя из тезиса, что зародыши интеллекта, нравственности и благочестия и их стремление к развитию присущи всем людям, Коменский определил роль образования «как легчайшее стимулирование и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития ученика.

Это касается не только имманентности (имманентный — присущий какому-либо явлению, происходящий из его природы) этого процесса и сознательного саморазвития: педагогический процесс направлен на личность ученика и становление его самооценки, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к педагогическому труду. И в то же время, как уже говорилось, педагогика природы — это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

Большое внимание в своих работах Коменский уделял раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом контексте, помимо «Великой дидактики», особого внимания заслуживает его работа «О культуре природных талантов».

Коменский рассматривал вопросы о ребенке и его способностях на уровне передовой науки своего времени. Что такое ребенок и с какими способностями и качествами он рождается? Коменский стоит преимущественно на позициях теории эмпиризма (т.е. отрицания «врожденности» идей и развития так называемой теории «чистого листа») и считает, в соответствии со своим демократическим мировоззрением, что каждый ребенок, независимо от расы, класса и пола, способен учиться и стать образованным человеком.

Как уже упоминалось выше, по мнению Коменского, основное внимание должно быть уделено проблеме развития природных талантов.

«Человек рождается с четырьмя частями, или качествами, или способностями. Первый называется умом — зеркалом всех вещей, второй — рассудком — живым равновесием и рычагом всех вещей, и, наконец, третий — памятью — хранилищем вещей. Вторая — это воля, судья, который решает и управляет всеми вещами. Третья — это способность к движению, исполнитель всех решений. В конечном счете, речь — это переводчик всего для всего. Для этих четырех фигур в нашем теле существует столько же основных сосудов и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим, так сказать, повелителя ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является удивительным исполнителем; наконец, язык, повелитель речи, посредник между различными умами, заключенными в разных телах, отделенных друг от друга, связывает множество людей в одно общество для консультаций и действий».

«Дарование» означает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.

«Легко понять, в чем заключается культивирование природных даров. А именно, в том смысле, в котором говорят, что человек совершенствует свое поле, свой огород, свой виноградник, каждое искусство и, наконец, свое тело, в том же смысле можно сказать, что он совершенствует свою душу или природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспосабливая и подгоняя ее к своим нуждам, подготавливая ее, очищая, сглаживая, приукрашивая, чтобы она соответствовала его целям и приносила наибольшую пользу». «Считается, что искусство достигло совершенства, когда оно легко и изящно создает свои творения. Тело ухожено, когда волосы хорошо расчесаны, кожа гладкая и имеет здоровый цвет, и когда оно проворно в работе. Подобным образом, умственные способности человека улучшаются, когда, во-первых, он приобретает способность размышлять о многих вещах и быстро разбираться во всем; во-вторых, когда он упражняется в тщательном различении вещей между собой, выбирая и преследуя везде добро, и пренебрегая и устраняя все зло; В-третьих, если он также искусен в исполнении самых совершенных дел; и в-четвертых, если он способен говорить красноречиво и поучительно, чтобы лучше распространять свет мудрости и ярко освещать все существующее и мыслимое. «

Из сказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием, а со способностью к знанию, которая должна быть развита в соответствии с принципом природы. И это основная точка зрения Коменского в теории развивающего обучения.

Развивающее обучение в наследии Ж.Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) был самым значительным мыслителем, учителем и воспитателем XVIII века. Век.

В своих главных произведениях «Способствовал ли прогресс науки и искусства улучшению или упадку нравов?», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании», «Юлия, или новая Элоиза» Руссо обличал многие предрассудки, пороки и социальную несправедливость феодального строя. В частности, он резко критиковал современное образование, которое подавляет личность ребенка, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, не принимает во внимание потребности жизни.

Руссо основал теорию естественного, свободного воспитания, которое соответствует законам физического, умственного и нравственного развития детей.

Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или О воспитании», в котором предпринята попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и присвоить каждому периоду цели, содержание и методы воспитания и обучения.

Педагогические высказывания Руссо проникнуты идеями гуманизма и демократии, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо призывал к активным методам обучения детей, основанным на их личном опыте, к необходимости систематического трудового обучения. С одной стороны, он должен вооружить детей полезными практическими навыками, а с другой — способствовать формированию положительных моральных качеств, присущих работающим людям.

Как уже упоминалось выше, Руссо является основателем теории естественного свободного воспитания. В теории бесплатного образования заложена идея развития. В чем суть этих идей? Руссо утверждал, что человек получает от природы лишь возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются благодаря воспитанию. «Речь идет не о подавлении природных качеств, а, наоборот, об их развитии». Это главный принцип идеи Руссо о развивающем образовании.

Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой через непосредственное развитие врожденных способностей и инстинктов. «Наблюдайте за природой и следуйте по пути, который она прокладывает перед вами».

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественное чувство свободы и независимости, желание трудиться, уважать его личность и все полезные, разумные наклонности.

Отдавая должное детству, Руссо продолжает: «Помните, что природа хочет, чтобы «дети были детьми, прежде чем вырастут». Родители и педагоги должны хотя бы попытаться дать возможность своим детям начать серьезно размышлять в раннем возрасте. «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте в нем те силы, которыми он должен овладеть».

Заключение

До тех пор, пока существует школа, лучшие умы бились над проблемой, как учить, чему учить и что развивать. Мне понравилось множество мыслей, высказанных выдающимися людьми, жившими в разные эпохи. Общей чертой этих великих учителей является идея развивающего обучения. Эта идея проходит почти через все педагогические произведения: «Опыты» Монтеня, «Великая дидактика» Коменского, «Эмиль, или О воспитании» Руссо, «Лебединая песня» Песталоцци и другие.

Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо, например, дают много практических советов о том, что, где, как и когда преподавать и чему учить.

Сейчас, в начале 21 века, развивающее обучение получило «второе дыхание». Новый век требует новой личности: свободной, интеллектуально развитой, способной принимать самостоятельные решения. Мы можем создать такую личность через систему развивающего образования. Давайте откроем путь к творчеству, к великому искусству в школах! Давайте развивать инстинкт творчества в детях с самого раннего возраста. Давайте подарим им счастливую, мужественную жизнь, полную активности и смелых достижений.

Список литературы

  1. Варенева Т.В. Краткая история педагогики. — Мн., 2004.
  2. Воронцов В. Могущественное знание. Афоризмы русских и зарубежных авторов. — М., 1979.
  3. Зябкин В.Е. Педагогическая трилогия. — М., 2002.
  4. Кларин В.М., Джуринский А.Н. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. — М., 1988.
  5. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. — М., 2005.
  6. Латышина Д. И. История педагогики. — М., 1998.
  7. Левитес Д.Г. Практика преподавания современных образовательных технологий. — М., 1998.
  8. Пискунов А.И. Учебник истории зарубежной педагогики. — М., 1981.
  9. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. — Мн., 2002.
  10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.