Для связи в whatsapp +905441085890

Экзегетический метод Филона Александрийского — Концепция экзегезы

Почему необходимо толковать Библию? Бернард Рамм дает хороший ответ на этот вопрос: «Выяснение того, что сказал Бог, является высокой и святой задачей. Каждый толкователь всегда должен быть чрезвычайно осторожен в своих методах толкования Библии и выбирать их со страхом и трепетом. Наше учение о спасении, освящении, эсхатологии и христианской жизни основано на верном толковании Писания. Поэтому наш священный долг — знать, что Господь говорит об этом. Этого можно достичь, только если у нас есть тщательный, детальный и систематически сформулированный подход к библейской интерпретации, который позволяет нам как можно точнее определить значение библейского текста. Кроме того, нам нужны правильные методы интерпретации Божьего Слова, чтобы мы могли научиться различать голос человека и голос Бога. Всякий раз, когда мы неправильно истолковываем, мы заменяем нашу собственную на Божью власть. Мы должны хорошо знать герменевтику, хотя бы для того, чтобы удержать себя от глупостей и ошибок через ложные принципы понимания Писания». Как и поклонение и иконы, Библия — это целый мир идей и образов, целый организм, вобравший в себя множество традиций. Она имеет свой собственный символизм, язык и структуру, которые требуют глубокого, духовного и проницательного подхода. Не все в Библии «лежит на поверхности». Другие вещи нуждаются в объяснении, другие вещи — в сравнительном анализе. Как Слово Божье, Библия требует не только благоговейной преданности в молитве, но и как Слово Человеческое, требует тщательного изучения. Святой Иоанн Златоуст писал, что «неясные отрывки из священных книг часто происходят от незнания предмета, о котором они говорят, и от неясности событий, которые были тогда, но теперь уже не происходят».

Если существуют обширные науки, связанные с произведениями классиков (Дантеанство, Шекспироведение, Пушкинизм и т.д.), то Книга Книг заслуживает еще большего внимания и изучения.

Экзегетический метод Филона Александрийского - Концепция экзегезы

Концепция экзегезы

Библейская экзегезия (от греческого: толкование, объяснение) — это толкование текста Писания. Поскольку Библия — это Слово Божье, выраженное в человеческом слове, оно несет на себе печать эпох, в которых были написаны эти книги. В нем отражены идиосинкразии святых авторов (их личности, язык, точки зрения). Это требует учета исторического фона и «контекста жизни», с которым имеют дело библейские книги, а также филологических исследований мыслительного процесса святых авторов. Отсюда значение изагогии для экзегезы, включающей проблемы канона, датировки и атрибуции священных книг, различные формы библейской критики (текстовая, литературная, историческая, историко-литературная и т.д.) и другие дисциплины (археология, география, палеография, древние ближневосточные науки и древние науки).

Священное Писание является письменной записью церковного предания, поэтому Библия должна рассматриваться в целостном контексте ее канона и церковного учения. На протяжении веков христианская экзегеза разрабатывала принципы толкования Библии. Эти принципы включают в себя аллегорический, пропозиционный, анагогический, историко-литературный, тропологический и другие подходы к Библии, которые по существу играют взаимодополняющие роли. Важно найти в тексте Слово Божье, обращенное к людям всех времен и народов. Только во взаимодействии совокупности экзегетических приемов становится доступным духовное богатство Писания в его многогранной полноте.

Экзегезис и герменевтика

Экзегезис и герменевтика — два аспекта критического изучения библейской литературы. Экзегеза — критическое толкование Библии; герменевтика — наука об основах такого толкования. Иудеи и христиане широко использовали экзегезу и герменевтику в различных целях. Их главной задачей было раскрыть истинную природу Ветхого и Нового Заветов с помощью специальных методов и принципов. Многие религиозные деятели посвятили свою жизнь беспристрастному поиску истины.

Православная экзегеза имеет свои правила герменевтики (от греческого ermeneuen — объяснить) и методы:

  • Читать и изучать Библию как Слово Божье, данное людям не для удовлетворения их любопытства, а для того, чтобы наставлять их в вере и жизни.
  • Перевод должен осуществляться в соответствии с догмами и учениями Церкви.
  • Необходимо руководствоваться толкованиями, данными Отцами Священному Писанию. Они бесценны для православного переводчика, который, однако, должен учитывать различия в толкованиях Отцов. Православные библейские исследователи также ссылаются на литургическое (литургическое, иконографическое) толкование Священного Писания, тем самым проясняя общее экзегетическое предание Церкви.
  • Экзегезис сочетается с критикой текста. Слово «критика» в данном случае означает научное и литературное исследование.

Александрийская экзегетическая школа

В патристический период (ок. 100-590) принято различать две основные экзегетические школы — александрийскую и антиохийскую. В области интерпретации письменности школы отличались друг от друга на ранней стадии своего развития. В Александрии, уже во времена апостольских учеников, аллегорический метод толкования Писания становится популярным и распространенным. Первого христианского учителя Александрийской школы обычно называют Клемент Александрийский (150-215). Клемент принял «духовное толкование» Священного Писания, используя аллегорию Фило. В Педагогике и Стромате он буквально «рассеял аллегорические интерпретации различных отрывков Писания». Клемент считал, что истина Священного Писания находится под завесой и нуждается в толковании. Но скрытые тайны могут быть открыты, если принять, что ключ — Христос. «Почти все Писание выражается загадками», — утверждал он. Главным представителем александрийской школы и выразителем аллегорической экзегезы Священного Писания был ученик Климента — Ориген (185-253/254). Ориген, как и Клемент до него, «использовал маршрут, проложенный Фило». Но в отличие от своих учителей, которые утверждали, что Писание имеет два значения, он объяснял три уровня в понимании Писания: «Способ прочитать Писание и найти его смысл, …», таким образом, состоит в следующем: … Мысли священных книг должны быть вписаны в сознание троекратно — обычный верующий должен быть назидан, как плотью Писания (так мы называем наиболее доступный смысл); несколько совершенный [должен быть] назидан, как душой, и еще более совершенный, и подобный тому, о котором говорит апостол, говоря: «Мы говорим мудрость в совершенстве; мудрость не от мира сего и не от князей мира сего, которые уходят, но мы говорим мудрость Божью, которая втайне, которую Бог рукоположил прежде веков во славу нашу», такой человек должен наставляться духовным законом, который содержит в себе тень будущих благословений. Ибо, как человек состоит из тела, души и духа, так и Писание, данное Богом для спасения людей. Высшее значение имеет заключительная стадия, а восхождение на нее — главная цель экзегеты». «Все, даже самые простые из последователей Слова, верят, что божественное Писание указывает на некоторые таинственные положения», — так утверждает Ориген. Как и Фило, он видел способ разрешения противоречий Священного Писания через аллегорию; как и Фило, он различал нравственный смысл и значение, которые отражали истину о Боге и его отношении к миру. Но Ориген не слепо следовал аллегорическому методу толкования и любил повторять: «Зачем искать аллегорию там, где назидательное письмо? Другое должно быть сохранено в том виде, в каком оно написано». Можно выделить несколько основных позиций, характерных для Оригена. Писание имеет три значения: историческое (буквальное), нравственное (духовное) и духовное (сакраментальное). На буквальном уровне Писание содержит апории, которые Дух Святой вводит в текст так, что читатель обращается к духовному смыслу Писания. В аллегорической интерпретации Священного Писания даже мельчайшие части текста и, казалось бы, незначительные отрывки приобретают особое значение. Единство двух Заветов несомненно, но истинный смысл скрыт за повествованием и может быть раскрыт с помощью техник возвышенного толкования. Ориген часто занимался историческими и филологическими исследованиями, предлагая «герменевтические правила о контексте речи, о научных инструментах, необходимых для понимания Священного Писания» в трудных для понимания отрывках. Но, хотя «Ориген первым возвел аллегорический метод толкования Писания в научную систему» и «он не только последовал примеру своих предшественников в толковании Писания, но и попытался установить правила толкования и экспозиции», он, как пишет С. М. Сольский, «часто жертвовал историческим содержанием учения, раскрытого Богом, искусственным сакраментальным смыслом». В результате, он, не колеблясь, произвольно интерпретировал многие отрывки Писания с историческим содержанием. Он часто прибегал к таким «экстравагантным интерпретациям», когда чувствовал, что простые исторические легенды противоречат «возвышенным нравственным чувствам». Ориген считал, что не все тексты Писания имеют буквальное значение, хотя все они имеют присущий им аллегорический смысл: «Но поскольку есть некоторые Писания, которые вообще не имеют телесного значения, как мы покажем позже, то нам остается только искать душу и дух в каких-то отрывках Писания».

Работы Филона Александрийского

Фило был плодовитым писателем. Среди сохранившихся работ — 50 сочинений.

Эти работы разделены на три конкретные группы:

Философские трактаты, в которых Фило в значительной степени комментирует факты из греческой философской традиции. Названия трактатов: «Есть ли у животных разум», «О вечности мира», «О провидении», «О добродетелях», «О том, что каждый добродетельный человек свободен»;
Исторические и апологетические статьи, в которых Фило защищает идеи иудаизма против своих современных критиков. Это трактаты «О послании Гаю», «Против Флакка», «Извинения евреев»;
Комментарии к Пятикнижию являются неотъемлемой частью творчества Фило (41 произведение).

Экзегетический метод

Предшественником Фило в интерпретации еврейского Писания является Аристобулус Александрийский. Также следует отметить сравнение библейской экзегезы Фило. В его интерпретациях священных писаний прослеживается стоическая и пифагорейская экзегеза наиболее важной письменности греческой литературы и культуры, поэтов Гомера. Подобно тому, как греческие экзегеты рассматривали описания кораблекрушений, сражений и недостатков как мирские истины, Фило, изучавший труды и самих греков, видел истину греческой философии в тексте Пятикнижия.

Фило был занят разработкой всеобъемлющей экзегетической схемы. Первым требованием является написание серии трактатов. Первый трактат посвящен сотворению мира. За этим трактатом последовали биографии патриархов, которые включают в себя биографии Моисея, как примеры «живого закона».

Агиографии Фило вспоминают легенды из жизни Пифагора. За этими сочинениями последовала серия трактатов по десяти заповедям и отдельным законам, кульминацией которой стал трактат «Награда и наказание». Кроме того, Фило берет на себя последовательное и буквальное построчное толкование книги «Бытие». Эта экзегеза начинается с первых трех книг Аллегории Законов. После перерыва работа продолжается трактатом «Смена имен». Он также написал трактат «О мечтах» в трех книгах, две из которых сохранились до наших дней. Далее можно охарактеризовать то, что тематически связано с посвящением и интерпретацией снов Иакова (первая книга), Иосифа, фараона, пекаря и дворецкого (вторая книга). Наконец, третий комплект трактатов, сохранившийся в полном объеме только в средневековом армянском переводе, содержит толкования в виде «вопросов и ответов» из книг Бытия и Исхода. Большое количество других рукописных трактатов Фило посвящено экзегезезе конкретных заголовков в Священном Писании.

Богословие Филона Александрийского

Теологическая философия Филона основана на его экзегетических работах. Философская система Филона — теоцентрическая. Бог считается истинным существом. В этой связи следует отметить очевидную связь с платонизмом. Но главное для Филона — это прежде всего библейское «Я тот, кто я есть». Филон различает природу Бога и саму Его силу, явленную в творении. Он утверждает, что каждый может сформировать представление о существовании Бога, Творца, из своего опыта о порядке природного и природного мира. Но знание божественной сущности находится за пределами человеческого разума, даже ума и интеллекта, как у пророка Моисея.

По Своей сущности, Бог не может быть известен, не поддаётся определению, не поддаётся описанию и не имеет имени. По словам Фило, высшим божеством является Пятикнижие Иеговы Моисея. Стоит отметить слово «монада», которое является лишь «нетленным образом Бога». Хронологически, это первый случай, когда это было обнаружено в истории древней философии. Однако, как отмечает Дж. Диллон, это может быть косвенным доказательством того, что подобные выводы имели место среди платонистов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Чарльз Пирс как основоположник прагматизма
  2. От древности к средневековью: два типа умозрения
  3. Понимание деятельности и ее всеобщих начал. Специфика в понимании социального субъекта
  4. Априорное и апостериорное
  5. Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра
  6. Единство материального и духовного производства
  7. Роль сциентизма в культуре XX века
  8. Философия русского просвещения
  9. Идея цикличности истории в европейской социальной сфере философии
  10. Неопозитивизм — современная философия