Для связи в whatsapp +905441085890

Педагог и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко
  2. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского
  3. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.
  4. Экспериментальная педагогика Марии Монтессори
  5. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
  6. Человек, культура и образование на современном этапе
  7. Новые парадигмы образования
  8. Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы
  9. Системы образования за рубежом (любая страна на выбор)
  10. Европейская философия и классические педагогические системы нового времени

Введение

«Депутаты Государственной Думы РФ признали необходимость разработки профессиональных стандартов для учителей и совершенствования воспитательной работы. «Одним из основных положений окончательного варианта рекомендаций станет повышение социального статуса учителей. Учитель, преподаватель должен стать значимой фигурой в обществе», — об этом в ходе круглого стола заявил Григорий Балычин, председатель Комитета по образованию Государственной Думы.

Заместитель председателя Государственной Думы Светлана Журова, приветствовавшая участников круглого стола, отметила, что главная задача учителя — «научить ребенка любить учиться», учиться не только в рамках учебной программы, но и самостоятельно, выходя за рамки изученного материала.

Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию, напомнил, что полвека назад российская система образования выпустила поколение, которое вошло в тройку самых интеллектуальных поколений своего времени. В то же время, согласно последнему докладу ООН о человеческом развитии, Россия занимает 26-е место по индексу образования.

В то же время О. Смолин предложил ввести требование, чтобы поступающие в педагогические вузы помимо аттестата о среднем образовании и сертификата ЕГЭ предоставляли документы, подтверждающие опыт практической работы. «Каждый, кто поступает в педагогический университет, должен подтвердить, что он там не случайно», — утверждал депутат. По его мнению, также целесообразно вводить специальные практики на первом курсе для определения профессиональной пригодности студента к преподаванию. Если студент не подходит для профессии, его следует перевести в другой вуз или на другой факультет, диплом которого не дает права работать с детьми, считает О. Смолин.

По мнению О. Смолина, для того чтобы учитель вызывал у детей желание учиться, он должен иметь универсальное образование, быть ученым, быть прогрессивным, вести интересные уроки и уметь давать интересные задания. Выпускник педагогического университета должен владеть современными информационными и коммуникационными технологиями».

Информационное агентство «Амител», 7 ноября 2008 г. (17: 31)

Эта выдержка из новости с информационного сайта (http: // www. amic. ru/news/94882/) не случайно является моей. Это показывает, что необходимость изменений в образовательном процессе, во всей системе государственного образования, теперь понимается и рассматривается на государственном уровне, а не только горсткой инновационных и альтруистичных педагогов. Возможно, эти заявления властей станут новым поворотом в развитии образовательной мысли в современной России. А пока давайте вернемся к истории. В данной работе анализируется возникновение и развитие педагогической мысли в России. Любой студент, желающий стать педагогом, прежде чем предлагать новаторские идеи в процессе обучения и воспитания, должен знать историю педагогической мысли. Поэтому я считаю эту тему актуальной и оправданной для ее детального изучения.

Воспитание и образование детей в России до 19 века

Зарождение педагогической мысли в Киевском и Московском государствах.

Древние славяне, как и все другие народы, жившие общинным строем, воспитывали подрастающее поколение и готовили детей к жизни в общине. Их обучали навыкам земледелия, а позже — ремеслам. Прививая своим детям мужество и упорство, отцы обучали их военному мастерству.

В IX веке на территории Восточной Европы было создано могущественное Киевское государство. Князья и церковь распространяли в народе переводные сборники учений, в которых содержались статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Они рекомендовали воспитывать детей в духе благочестия, беспрекословного послушания воле старейшин, духовенства и правителей. Средством воспитания считалось выполнение детьми с детства религиозных ритуалов, заучивание молитв, соблюдение поста.

Замечательный литературный и педагогический памятник начала XII века. Век — «Наставление детям от Владимира Мономаха». Государственный деятель Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли мужественными, смелыми, преданными земле. Он хотел привить им уважение к образованию и книгам, они должны были подражать его отцу, который знал пять языков и пользовался большим уважением в зарубежных странах.

Ставя на первое место религиозное воспитание, Владимир Мономах в то же время думал о земной жизни.

Князья нуждались в том, чтобы их дети выросли лидерами государства, способными организовать победу над военными противниками, доминировать над подчиненными, следить за тем, чтобы население следовало установленному порядку. Естественно, что в «Поучении Владимира Мономаха детям» все это нашло свое выражение в первую очередь. В то же время, назидание… является замечательным памятником, демонстрирующим высокий уровень культуры и развития педагогической мысли на Руси в период Киевского государства.

Людей, занимающихся распространением грамотности в народе, называют «мастерами грамотности». Как правило, это были секстоны или «миряне», для которых задача обучения грамоте стала основной профессией. Как правило, «мастера грамоты, посоветовавшись с отцом или родственниками ребенка, обучали грамоте дома или в семье ученика». Иногда мастер обучал сразу нескольких детей, образуя небольшую школу. Они учили по алфавиту, Часослову, Псалтырю. Использовались также произведения народного искусства.

XV-XVI вв. — Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы и образование единого русского центрального государства. Сборник нормативных актов по семейной жизни — «Домострой» дает некоторое представление о характере и направлении семейного воспитания в России в это время. В этом сборнике много внимания уделялось образованию детей. «Домострой», отделяя семью от всего мира, рекомендовал строгие формы обращения хозяина дома со своей семьей, а отца — со своими детьми. Дети должны воспитываться в любви к Богу, страхе перед Ним, почитании служителей церкви и беспрекословном послушании старейшинам. В XVI веке в Москве появилось книгопечатание, печаталось много книг, в том числе учебников, открывались школы.

Во второй половине XVII века, особенно в Москве, увеличилось число школ, дающих высшее образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также гимназии, где изучали грамматику, церковнославянский и греческий языки, риторику и математику.

В 1686 году была открыта Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из студентов Академии стали авторами учебников, преподавателями Академии и других школ, а в XVIII — активными участниками петровских реформ эпохи Просвещения. Именно в Академии Леонтий Магницкий составил прекрасное пособие по арифметике, которое использовалось в российских школах в первой половине XVIII века. Здесь учились великий русский ученый М.В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие выдающиеся деятели русской культуры.

Во второй половине XVII века Епифаний Славинецкий написал замечательную педагогическую «книгу под названием «Гражданство нравов детских», в которой представил свод правил поведения в обществе — среди взрослых (поэтому использовался термин «гражданство»), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила хорошего поведения для детей. Правила касались манер поведения детей и подростков: Выражение лица, осанка, прическа, гигиена зубов. В последующих главах рассказывалось, как дети должны вести себя в церкви, во время еды, на собраниях, в школе, как они должны готовиться ко сну, ложиться спать и вставать по утрам; была в сборнике и специальная глава «Об игре».

Советы Епифания Славинецкого были психологически обоснованными для того времени. Они проникнуты любящим отношением к ребенку. Книга содержала множество ценных правил гигиены, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья и поддержанию жизненного настроения. Говоря о нравственных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он также указал на связь между нравственностью детей и их умственным развитием.

Педагогическая мысль в 18 веке

(М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).

Большое значение для развития науки и образования в России имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).

Ярый поборник просвещения народа, Ломоносов вел активную борьбу с реакционерами, препятствовавшими развитию русской науки и подготовке отечественных научных кадров. Он требовал свободного доступа в университет для простых людей, организации нетрадиционных школ.

Ломоносов написал несколько замечательных для своего времени учебников: по грамматике, риторике, физике. Особое значение имела его русская грамматика. Ломоносов разрабатывал в Академии наук учебные программы для гимназий и университета, разрабатывал принципы и методы преподавания в них.

Во второй половине XVIII века Екатерина II, правившая государством более 30 лет (1762-1796), поручила Ивану Бецкому (1704-1795) практическую реорганизацию учебных заведений.

I. И. Бецкой считал возможным «создать новый тип людей через образование». Главным средством нравственного воспитания, «воспитания сердца», Бецкой считал «привитие страха Божьего», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предложил поощрять склонность детей к трудолюбию, формировать у них привычку избегать безделья, быть всегда вежливыми и сострадательными к бедности и несчастью. Также необходимо было привить детям склонность к аккуратности и бережливости, научить их вести домашнее хозяйство.

Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главным средством которого он называл чистый воздух, а также «развлечение невинными забавами и играми, чтобы всегда навевать мысли, чтобы способствовать устранению всего того, что можно назвать скукой, задумчивостью и жалобами». Он призывал соблюдать чистоту, заниматься физкультурой и трудовой деятельностью, развивающей физическую силу детей. Он написал руководство по физическому воспитанию детей под названием «Краткое руководство, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до отрочества», которое по распоряжению Сената было разослано во все учебные заведения России. Что касается умственного воспитания, Бецкой отметил, что процесс обучения должен быть приятным для детей, осуществляться без принуждения и основываться на их склонностях. Молодых людей, по его мнению, нужно учить «больше смотреть и слушать, чем учить». Бецкой предупредил, что принуждение детей к обучению может привести к их отупению, и настаивал на категорическом запрете телесных наказаний.

Бецкой призвал тщательно подбирать педагогов, чтобы заменить детям родителей; он требовал, чтобы учителя были русскими, «добросовестными и образцовыми людьми». Но хотя он и пропагандировал прогрессивные идеи, Бецкой мало заботился об их реализации в созданных государством детских учреждениях.

Взгляды Бецкого несли на себе печать сословной, аристократической узости мышления. Она проявилась, прежде всего, в его требовании прививать детям «страх Божий», в его иллюзорной вере в то, что с помощью образования можно улучшить систему классового правления, и в его требовании изолировать детей от окружающей их действительности, помещая их в закрытые учебные заведения.

Видное место в истории российского образования второй половины XVIII века принадлежит Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818). Новиков получил образование в Московском университете; с этим выдающимся российским учебным заведением связан важный период его просветительской и журналистской деятельности.

В своей деятельности Новиков активно участвовал в создании независимых от государства начальных школ и мобилизовал общественную инициативу для организации школ для непривилегированных классов.

Новиков был основателем и редактором первого российского детского журнала «Детское чтение для головы и сердца». Этот номер фактически положил начало публикации детской литературы в России, а 20 номеров (выпусков) журнала стали окном в большой мир для нескольких поколений. Воспитательное значение этого журнала высоко оценили С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов.

Публикации Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России. Например, в его статье «О сократовском методе воспитания» впервые была поднята проблема создания педагогики как науки. В другой своей статье «Об эстетическом воспитании» он впервые рассмотрел задачу эстетического воспитания детей как часть широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка.

Особое значение имела статья «О воспитании и наставлении детей». О распространении общеполезных знаний и общем благосостоянии». Это, несомненно, самое значительное педагогическое произведение того времени, глубоко и всесторонне рассматривающее вопросы физического, умственного и нравственного воспитания. В разделе «О воспитании ума» Новиков сформулировал ряд важных правил, психолого-педагогическая ценность которых не уменьшилась в результате последующего развития педагогической мысли:

  • «Не утоляйте любопытство своих детей или домашних животных.
  • Обучите своих детей или домашних животных пользоваться чувствами; научите их чувствовать справедливость.
  • Остерегайтесь давать детям ложные представления или определять что-то, пусть даже незначительное, не совсем правильно.
  • Не учите детей тому, что они не могут понять в силу своего возраста или отсутствия других знаний, которыми они должны обладать.
  • Постарайтесь не только увеличить и расширить их знания, но и сделать их основательными и правдивыми.

Все эти правила хорошо обоснованы в статье и подкреплены многочисленными результатами тщательного наблюдения за развитием детей.

Деятельность и взгляды Н.И. Новикова имели большое значение для развития общественной и профессиональной педагогической мысли в России.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — родоначальник русского революционного просветительства. Радищев считал, что целью воспитания является формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и ненавидеть своих угнетателей. В своей работе «Беседа о том, что такое сын отечества» Радищев говорил, что главная задача воспитания — вырастить человека высокой нравственности, который, прежде всего, любит свое отечество и посвящает себя целиком борьбе за благо народа. Радищев считал, что только революционер, который борется против самодержавия, может быть настоящим патриотом.

Радищев выступал за такую организацию воспитания, которая способствовала бы развитию у детей общественных интересов, стремлению к общему благу, он говорил, что развитие полноценной человеческой личности играет важную роль в активном участии учащихся в борьбе против всего наносного во имя лучшего будущего. Он утверждал, что характер человека формируется его работой на общее благо, постоянным противодействием несправедливым законам, диктаторским порядкам, невежеству эгоистичных людей.

Роль А.Н. Радищева в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и прогрессивной педагогики огромна.

Педагогическая мысль в 19 веке

Создание государственной системы народного образования

В начале XIX века правительство, желая сохранить крепостную систему и господствующее положение дворянства, и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано Министерство народного просвещения, которое разработало государственную систему народного образования. Это, конечно, было очень важно для дальнейшего развития образования. Но кроме того, царскому правительству была необходима упорядоченная школьная система для подготовки чиновников расширяющегося государственного аппарата, ученых и преподавателей.

Благодаря участию в развитии системы народного образования прогрессивных деятелей культуры и науки России в работе учебных заведений нашли выражение некоторые идеи передовой русской педагогики. В планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; Закон Божий в гимназиях не изучался; в только что открытых российских университетах не было богословских факультетов. В школах использовались учебники, подготовленные университетскими профессорами. Некоторые преподаватели также были сторонниками идеи передовой российской педагогики. Если — в начале XIX века учителя формировались в основном из духовенства, то в это время в его среде стали появляться разночинцы.

В.Ф. Одоевский о начальном образовании и обучении детей.

Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) — выдающийся деятель русской культуры, талантливый писатель и выдающийся педагог. Одоевский взялся за организацию публичных лекций для народа по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общим знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебники и научно-популярные книги для народа.

V. Ф. Одоевский был организатором и директором первых детских домов в России, которые были созданы им в системе общественных учреждений на средства и силами общественной благотворительности. Он разработал «Указ о детских домах» и «Указ лицам, которым непосредственно вверено управление детскими домами», по которому эти учреждения работали с 1839 года.

Одоевский написал «Таблицу запасов» (1839), специальное руководство по обучению грамоте по рациональной методике, которое В. Г. Белинский рекомендовал для широкого использования в школах и домашнего обучения. Совершенствуя методику работы с детьми в детских домах, В. Ф. Одоевский создавал книги для детей, вводил пиктографическое обучение с использованием картинок, а также «реальных предметов», писал методические рекомендации для руководителей детских домов. Он хотел превратить детские дома в учебные заведения, а не просто в места, где детей кормят, ухаживают за ними и следят за ними.

В.Ф. Одоевский стремился усовершенствовать русскую педагогику как науку. Он считал, что «пути педагогического совершенствования зависят, во-первых, от общего совершенствования всей области науки, во-вторых, от положительных наблюдений над процессом умственного развития человека почти с самого его рождения».

Одоевский был одним из первых педагогов в России, который пытался указать путь к интеллектуальному развитию детей с раннего возраста. Этот путь — приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), считал Одоевский, должны сначала укрепить ребенка в том, что он уже знает, не осознавая этого, а затем дать ему новые знания уже в разговорах и чтении.

В.Ф. Одоевский писал: «Занимайтесь ребенком или нет, учите его или нет, но с 4 лет он воспитывается, если не вами, то вами и всем его окружением, словами, которые вы произносите, не думая, что их видят, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно оказываются вокруг него».

В.Ф. Одоевский — выдающийся русский педагог, внесший значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, были как бы связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских учителей первой половины XIX века с исканиями педагогов шестидесятых годов XIX века.

Педагогическая теория 1930-40-х годов (Белинский и др. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен).

Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и образование детей становятся понятными в его статье «О детских книгах (1840) — отзыв о двух сказках Гофмана и детских рассказах деда Иринея». Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель начального образования — воспитание в ребенке человечности. «Начальная… Образование, — писал он, — должно видеть в ребенке не государственного служащего, не поэта, не ремесленника, а человека, который впоследствии сможет стать тем или другим, не переставая быть человеком».

Высказывания Белинского о характерных особенностях умственного развития дошкольников имеют большую ценность. Эти высказывания свидетельствуют о его таланте тонкого наблюдателя, психолога, педагога, который любил детей, знал их потребности и интересы. Белинский считал детство самым счастливым временем жизни, о котором люди часто вспоминают. Чувства и сознание человека в детстве характеризуются непосредственностью. Белинский отметил близость детей к природе. Подвижность, живость, игривость — характерная черта дошкольников и одновременно необходимое условие их развития, считал он.

Белинский придавал большое значение физическому воспитанию детей, которое должно быть тесно связано с другими аспектами воспитательной работы. Умственное воспитание детей, по мнению Белинского, должно начинаться с самого раннего возраста и быть тесно связано с физическим, нравственным и эстетическим воспитанием. Оно должно адекватно направляться взрослыми, должно соответствовать законам развития природы детей. Не следует торопиться, переутомлять детей, убивать их инициативу и активность.

Белинский вписал новые страницы в историю русской и мировой педагогики, характеризующиеся глубоким теоретическим обоснованием сложных педагогических проблем, политическим заострением в духе революционного демократизма, гуманизма и патриотизма. Многие его педагогические идеи опередили свое время, они получили дальнейшее развитие в учениях революционных демократов Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова и оказали сильное влияние на других прогрессивных педагогов.

Педагогические взгляды Герцена были продолжением его революционно-демократического философского мировоззрения и составляли с ним неразрывное единство. Они были изложены в его литературных произведениях, статьях публицистического характера, переписке с друзьями и детьми.

Герцен сформулировал новые революционно-демократические идеалы образования. Он требовал воспитания свободной гуманной личности — гражданина, патриота отечества, который будет активно бороться против общественного строя во имя своего идеала, за освобождение народа.

Основные задачи семейного воспитания детей-сердечников как развитие самостоятельного мышления, сознательного поведения, приучение к тяжелому, но доступному труду, умственной и физической активности, воспитание дисциплинированности. Он выступал против наделения детей неограниченной свободой, за воспитание в них настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям взрослых. «Без дисциплины нет спокойной уверенности, нет послушания, нет возможности сохранить здоровье и избежать опасности».

Интеллектуальное воспитание сердца как важнейшая часть всестороннего развития детей, оно должно начинаться в раннем возрасте и быть направлено на развитие материалистического мировоззрения. Он говорил, что она способствует изучению природы, наполняет умы детей достоверными знаниями, учит их логически мыслить, освобождает разум от предрассудков и суеверий. В своей работе «Разговор с детьми А.И. Герцен с большим педагогическим мастерством, ярко, доходчиво, популярно изложил некоторые научные сведения, опроверг религиозное учение о существовании души отдельно от тела, научил детей расспрашивать старших, развивать в себе умение смотреть на окружающие явления с точки зрения «здравого смысла», необходимость борьбы за преобразование общественной среды.

Своими педагогическими высказываниями Герцен оказал сильное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в России.

Развитие педагогической мысли в 60-е годы. (Н. И. Пирогов).

Прогрессивные русские педагоги выступили с убедительной критикой крепостного воспитания, призывали к созданию массовой народной школы и внесли большой вклад в развитие теории народного образования. Российские педагоги отвергали механическое заимствование иностранных педагогических систем и теорий.

Активным участником общественно-педагогического движения был выдающийся хирург Н.И. Пирогов, придерживавшийся в своих взглядах либерально-буржуазного направления. Н.И. Пирогов и другие представители этого направления много сделали для развития русской педагогической науки и для популяризации образования в народе.

Н.И. Пирогова поставила на обсуждение самый важный для педагогов вопрос дошкольной педагогики: «В каком направлении должна идти педагогическая работа с дошкольниками в семье»? Он сам дал оригинальное решение этого вопроса: при воспитании дошкольников в семье мать должна дать им реальную основу для воспитания, широко используя детские игры.

Будучи горячим патриотом своей родины, Н.И. Пирогов считал необходимым, чтобы воспитание и обучение велось на родном языке. Пирогов считал шестой год жизни наиболее подходящим временем для обучения детей чтению и письму. Исключение может быть сделано для детей, у которых слабое общее развитие. Родители и педагоги должны следить за ходом умственного развития ребенка и в подходящий момент использовать его интерес к грамотности для начала систематического обучения.

Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внимания, о средствах его развития с раннего возраста. Для развития мышления, по его мнению, необходима не только наглядность, которая касается органов чувств, но и слово. «… Дар слова, — писал Пирогов, — есть единственное и неоцененное средство проникнуть внутрь, гораздо глубже, чем при помощи одних только внешних чувств».

Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К.Д. Ушинского

Многие педагогические высказывания Ушинского были ответом на актуальные вопросы времени, критикой неудовлетворительного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес.

Основные идеи педагогической теории Ушинского

Идея образования по национальному признаку

Идея народного воспитания была центральной в педагогической теории К.Д. Ушинского. Система детского воспитания в любой стране, подчеркнул он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть только одна естественная тенденция, которая является общей для всех и на которую воспитание всегда может положиться: это то, что мы называем национальностью. Образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, обладает той воспитательной силой, которой не обладают лучшие системы, основанные на абстрактных идеях или заимствованные у другого народа».

Место родного языка в воспитании и образовании детей

К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было прогрессивное демократическое требование. Он утверждал, что школьное обучение на иностранном языке задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что оно бессильно и бесполезно для развития детей и людей.

Большое значение в начальном обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он сочиняет как простые по форме и выражению, и глубокие по содержанию, отражающие взгляды и идеи народа — народную мудрость. Загадки, по его мнению, дают детскому уму полезное упражнение, порождают интересную, живую беседу. Пословицы, идиомы и поговорки помогают развить у детей чувство благозвучных красок родного языка.

Психологические основы воспитания и образования

В своей работе «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский установил и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый воспитатель — строить педагогическую работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна сначала также изучить его во всех отношениях…. Педагог должен стараться узнать человека таким, какой он есть на самом деле, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его мирскими, незначительными потребностями и со всеми его великими духовными запросами».

Пути и средства нравственного воспитания детей

Целью образования, по словам Ушинского, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает центральное место в педагогике Ушинского; по его мнению, оно должно быть неотделимо от духовного и трудового воспитания детей.

Ушинский считал образование важнейшим средством нравственного воспитания. Он доказывал необходимость теснейшей связи между воспитанием и обучением, доказывал важность педагогической подготовки. Все предметы, утверждал он, обладают богатыми образовательными возможностями, и каждый, кто имеет отношение к образованию, должен помнить об этом во всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, студентами.

Исходя из такого понимания педагогической природы обучения, Ушинский прославлял учителя, превозносил влияние его личности на учеников. Это влияние он ставил на первое место среди других средств, утверждая, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами.

Большое практическое значение имеют работы Ушинского и в дошкольном и семейном воспитании. В этих областях своей деятельности он также проводил свои основные идеи — фольклор, нравственное воспитание, связь психологии и педагогики.

Заключение

На мой взгляд, педагогические отношения присутствуют в любой системе «взрослый-ребенок», будь то образовательный процесс или воспитание детей их родителями. Итак, зачатки педагогического мышления можно найти уже в источниках Киевской Руси. Одним из таких примеров является «Поучение Владимира Мономаха детям». Другим литературным и педагогическим памятником является «Домострой», сборник поучений и положений.

Деятельность Ломоносова, Бецкого, Новикова, Радищева (XVIII век) имела огромное значение для педагогической науки и просвещения в XVIII веке.

М.В. Ломоносов написал несколько замечательных для своего времени учебников: Грамматика, Риторика, Физика. Особенно важна была его «Русская грамматика». Ломоносов разрабатывал в Академии наук учебные программы для гимназий и университета, разрабатывал принципы и методы преподавания в них.

Педагогические изыскания Радищева были проникнуты революционными идеями, свою главную цель он видел в воспитании истинных патриотов России.

Педагогическая теория 19 века известна под такими именами, как В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Большой вклад в развитие педагогической мысли внес их современник — К.Д. Ушинский.

В эпоху революционных перемен в стране (конец 19 — начало 20 века) в педагогической теории возникло движение под названием «Свободное воспитание», идеи которого наиболее полно выразил К.Н. Вентцель.

Первая половина 20-го века — это время реформирования всей системы образования в соответствии с зарождающимися принципами и ценностями молодого социалистического государства. В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это были: воспитание советского патриотизма и интернационализма, развитие сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешным было изучение проблем дидактики в свете марксистско-ленинской эпистемологии.

Большой вклад в разработку педагогических проблем принадлежит теоретической и практической деятельности А.С. Макаренко. Большая заслуга А.С.Макаренко в том, что он разработал целостную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

Одним из выдающихся педагогов послевоенного периода был В.А. Сухом-линский. Основное внимание в своей работе он уделял воспитанию молодого поколения коммунистических граждан. Все его произведения в большей или меньшей степени посвящены развитию этой основной темы.

Педагогические идеи нашего времени все чаще выражают такое понятие, как инновационность. А образование через всю жизнь (в смысле непрерывного развития личности, а не только хронологического образования) — стало рассматриваться как новая парадигма образования, выведенная из кризиса. Гуманизация образования как инструмент изучения достижений общечеловеческой и национальной культуры считается важнейшей чертой непрерывного образования.

Список литературы

  1. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. — Москва: Издательский дом «Эгвез», 2005.
  2. Варламова А.Ю., Кирилов П.В. Педагогика: учебник. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2004.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПС Издательство Питер, 2000 г. — (Серия «Учебник нового века»).
  4. Латынина Д.Н. История педагогики. Образование в России (X — начало XX века): учебное пособие — М.: Издательский дом «Форум». 1998.
  5. Шабаева М.Ф. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических институтов — М.: Просвещение. 1981.
  6. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновации. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов-на-Дону, 2001, Издательство Регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
  7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для высших учебных заведений. — С-Пет., 2000.
  8. Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998.
  9. Зимняя И.А. Психология образования. — М., 2000.
  10. История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. — М., 2001.
  11. психология и педагогика. Учебник / под редакцией К.А. Абульхановой — М., 1998.
  12. Философия / под ред. В.П.Кохановского — Ростов-на-Дону, 1998.
  13. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. — 13. Бондаревская, Е. П., Ростов-на-дону. 1997.
  14. Горохов, В. А., Коханова, Л. А. Основы непрерывного образования в СССР. — М., 1987.
  15. Каптерев П.Ф. О природе детей. — СПб -1998.
  16. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.
  17. Шамова Т.Н., Малинин А.Н., Тиулу Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательная и организационная основа механизма ее развития. — М., 1993.
  18. Макаренко А.С. Проблемы школьного образования в СССР: Т.5. — М.: Просвещение, 1976.
  19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений — М.: 1985, т.2.
  20. В.А. Сухомлинский Избранные педагогические сочинения — М.: 1980, т.2.
  21. Шушунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Высшее образование в России: взгляд в XXI век. // Специалист. — 1993. -№10.
  22. Концепция опережающего образования // Народное образование, 1989, № 10.