Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема психологической структуры личности

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Волевые качества личности и их проявление в экстремальной ситуации
  2. Психические состояния и особенности их проявления в экстремальной ситуации
  3. Эмоциональный стресс и его проявление в экстремальных условиях деятельности
  4. Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика
  5. Теории личности в отечественной психологии и их характеристика
  6. Активность личности и ее источники в условиях экстремальной ситуации
  7. Проявление характера в экстремальных условиях деятельности
  8. Деятельность в экстремальной ситуации и ее особенности
  9. Психические состояния и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  10. Общение и его роль в процессе деятельности

Введение

В вопросе о человеческой природе люди во все времена предполагали существование чего-то, что составляет их сущность. Никто не сомневался в особой природе человека, но существовали различные мнения относительно ее содержания.

Носителем биологического в человеке является, по сути, личность. Человек как личность представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных характеристик, развитие которых происходит в ходе онтогенеза и приводит к биологической зрелости человека.

Социальное представлено в человеке личностью и субъектом деятельности. Однако это не является противопоставлением биологического и социального, поскольку, в конце концов, в процессе индивидуальной жизни человек социализируется и приобретает новые характеристики. С другой стороны, индивид может стать личностью и субъектом деятельности только на основе некоторых индивидуальных структур.

Таким образом, каждый человек предстает как некая целостность — как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального.

Однако каждому из нас очевидно, что все мы отличаемся друг от друга темпераментом, характером, стилем деятельности, поведением и т.д. Поэтому, помимо терминов индивид, личность и субъект, используется также термин индивидуальность. Индивидуальность — это уникальное сочетание в человеке характеристик всех трех вышеперечисленных психических подструктур. Это индивидуальность в своей особенности.

Индивидуальность характеризует человека более конкретно, более активно, а значит, более полно. Это постоянный предмет исследования, как при изучении психологии личности, так и в других областях психологии, что определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Только объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия, можно понять индивидуальность.

Основной целью данной работы является выявление базового понимания индивидуальности личности, ее уникальности и характеристик. Для этого рассматривается развитие основных концепций индивидуальности личности. Определяются подходы к пониманию индивидуального и типичного в личности, преподаются основные методы исследования личности.

В работе использованы тексты по психологии индивидуальных различий, составленные Ю.Г. Гиппенрейтер, которые представляют собой хрестоматию по психологии. А также учебники последних изданий: Психология / Под ред. А.А. Крылова (1998), Психология личности В.А. Аверина (2001) и другие источники.

Проблема уникальности личности

Уникальность, неповторимость психологической конституции каждого человека — один из тех явных феноменов нашей психики, который наиболее яростно обсуждается, изучается, а иногда отвергается как неприятное препятствие для экспериментальных исследований.

Из древности пришло интуитивное понимание того, что люди психологически разные, желание понять истоки этого разнообразия, представление о существовании некой «первичной» индивидуальности, которая предшествует опыту и знаниям, и даже своего рода «профессиональный отбор».

В.С. Аванесов пишет, что уже в середине третьего тысячелетия до н.э. в древнем Вавилоне существовали экзамены для всех, кто готовился стать писцом — одним из главных деятелей месопотамской цивилизации; они должны были обладать многими обязательными профессионально важными качествами. Аналогичные, часто строгие испытания должны были пройти те, кто хотел занять эту должность в других странах. Эти тесты включали не только проверку необходимых знаний, но и то, что сегодня назвали бы «формально-динамическими» характеристиками индивидуальности, эмоциональности, способностей и т.д., диагностируемыми по поведению в реальных или специально смоделированных жизненных ситуациях.

Попытки классифицировать индивидуальности, установить их типологию восходят к глубокой древности. Так, Теофраст в трактате «Нравственный характер», автор которого был другом и преемником Аристотеля, описывает 30 ярких типов характера и их конкретные проявления.

С древних времен существует физиогномика (от греч. «природа», «природные черты») — изучение распознавания природных индивидуальных особенностей, особенно характера, по физическим чертам человека.

Список доказательств интуитивного понимания психологической непохожести людей и желания «угадать» в диагностике индивидуальности можно было бы продолжить. Но важно и другое: при таком солидном «возрасте» проблемы, указывают авторы учебника по психогенетике, — ее научная разработка началась, с исторической точки зрения, недавно — во второй половине прошлого века и имеет очень интересную судьбу в психологии.

Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Фрэнсиса Гальтона и немца Вильгельма Штерна.

Ф. Гальтон первым сделал индивидуальные различия между людьми специальным объектом исследования, создал методы измерения и первый статистический аппарат для регистрации различий, собрал большой экспериментальный материал на разных уровнях в структуре индивидуальности и поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей.

В. Штерн впервые ввел (1900) понятие дифференциальной психологии, сформулировал методологические и экспериментально-методические подходы, основные понятия, многие статистические методы, некоторые из которых актуальны и сегодня.

Реальное существование индивидуальных психологических черт и их важность в жизни стимулировали их изучение с самых разных сторон.

Сформировались еще две отрасли науки, без которых дифференциальная психология не могла бы развиваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика.

Таким образом, в первые десятилетия двадцатого века дифференциальная психология полностью сформировалась как самостоятельная область знаний. Однако в последующие годы проблема индивидуальности была выдвинута на передний план науки или вовсе отрицалась. Дж. Хирш описывает эту ситуацию метафорически: «Экспериментальные психологические исследования психологических различий напоминают гамлетовское «Быть или не быть…». Дж. Кеттелл исследовал их, Уотсон их похоронил, Тритон подчеркнул их важность, Хэлп минимизировал их значение для теории, Хантера они привели в замешательство, Скиннера и его коллег они завели в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочитали фиксировать элементарные софизмы, чем знать о них…».

Должное место проблемы индивидуальности в психологической науке определяется важностью этой проблемы как для теоретической психологии, так и для применения психологических знаний на практике.

Индивидуальность существует в рамках определенного сообщества, и это сообщество имеет разные уровни, разные «объемы»: все мы — дети цивилизации начала XXI века, каждый человек — представитель той или иной культуры, этноса, профессиональной группы, возрастной группы, семьи, и в то же время он — носитель собственной уникальной комбинации всех этих факторов и личного, тоже уникального опыта.

Поэтому можно сказать, что индивидуальные различия — это не «ошибка», а неизбежная реальность, способ существования общих психологических законов, а изучение индивидуальных различий представляет собой особую актуальную научную проблему.

Индивидуальное и типичное в личности

Элементами психологической структуры личности являются психологические черты и характеристики, обычно называемые «чертами личности». Их довольно много. Только в словаре С.И. Ожегова содержится 51333 слова, и около 1500 из них обозначают характеристики личности. Но при всем этом трудно представить количество черт личности, которые психологи пытаются условно вписать в набор подструктур.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя возрастные, гендерные особенности психики, врожденные характеристики типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает индивидуальные характеристики психологических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, которые зависят как от врожденных факторов, так и от обучения, развития, самосовершенствования этих характеристик.

Следующим уровнем личности также является социальный опыт, который включает в себя знания, навыки, умения, привычки, которые приобрел человек.

Высшим уровнем личности является направленность, которая включает в себя желания, интересы, идеалы, мировоззрение, черты характера и самооценку.

Различия между людьми многомерны: на каждой из подструктур существуют различия в убеждениях и интересах, опыте и знаниях, способностях и навыках, темпераменте и характере.

В психологии существует два основных направления в изучении личности: первое основано на выявлении определенных черт личности, второе — на определении типов личности.

Черта личности объединяет группу тесно связанных между собой психологических характеристик. Выделение черт личности подразумевает существование конечного набора базовых качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Чтобы показать тип переменных, улавливаемых факторным анализом, вот несколько примеров поверхностных черт, согласно Кэттеллу:

  1. уверенность в себе — покорность.
  2. интеллект — ограниченность
  3. психическая зрелость — непоследовательность, подверженность влиянию и т.д.

Типологический подход основан на предпосылке, что тип личности — это целостная сущность, которую нельзя свести к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание вытекает из описания типичного или среднего представителя группы людей, отнесенных к определенному типу. Например, такой тип личности, как «авторитарная личность», представляет собой конгломерат как минимум четырех личностных факторов, которые нельзя свести к одному — доминированию.

Уже давно предпринимаются попытки свести кажущееся бесконечным множество личностей к небольшому числу типичных портретов. Структура индивидуально-типических характеристик включает конституциональные и нейродинамические.

Проводится различие между общей и частной конституцией человека. Под общей конституцией понимается совокупность основных индивидуальных характеристик и признаков, закрепленных наследственно и определяющих специфику всех телесных реакций на воздействия окружающей среды.

Другими словами, общая конституция — это общая характеристика организма. Можно предположить, что основой общей конституции индивида является генотип человека.

В структуре частных конституций выделяют два основных класса: класс морфологических конституций и класс функциональных конституций.

Поскольку телосложение является легко наблюдаемым признаком организма, характеризующим его в целом по сравнению с другими типами конституции, телосложение занимает центральное, а иногда и единственное место в понятии «конституция человека». Поэтому при описании конституционных характеристик личности необходимо учитывать весь спектр конституционных особенностей человека.

Наиболее известными являются конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

Немецкий ученый Э. Кречмер в своем знаменитом труде «Физика и характер» пытался найти связи, существующие между строением тела человека и его психическим станом. Основываясь на большом количестве клинических наблюдений, он пришел к следующему выводу: тип тела определяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные черты личности (характер).

Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие им типы темперамента:

Типы телосложения Типы темперамента.

  • Астенический (лептосомный) Шизотипический
  • Атлетическая искотимика
  • Пикник
  • Диспластический циклотимический

Например, к астеническому типу обычно относятся люди высокого роста, с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой. Астеники обладают шизотическим темпераментом. Более распространенными чертами являются необщительность, замкнутость, закрытость, серьезность. Следующая группа черт включает в себя застенчивость, робость, сентиментальность и перевозбудимость.

Версия Шелдона основана на системе антропометрических показателей («компонентов тела»), оцениваемых по семибалльной шкале. И Э. Кречмер, и У. Шелдон пришли к выводу, что существует три «соматотипа», т.е. наиболее отличные друг от друга — «эндоморфный», «мезоморфный» и «эктоморфный» — и три типа психической структуры человека соответствуют трем основным соматотипам.

Что делает типологическое мышление таким привлекательным? Согласно D. Леонтьев:

1. Универсальность. Маркировка всегда работает. Нет человека, которого с первого взгляда нельзя было бы назвать типом. Более того, человек может быть отнесен к бесконечному числу типов.

2. Это путь наименьшего сопротивления при знакомстве с человеком, поскольку отнесение человека к определенному типу избавляет нас от необходимости знакомиться с ним дальше. Например, если мы определяем человека как хулигана или вундеркинда, нет необходимости углубляться и выяснять, чем один хулиган отличается от другого хулигана. Когда мы называем двух людей тиранами, нас не интересует разница между ними. И далее, когда мы действуем каким-либо образом по отношению к этим людям, мы уже ориентируемся не на человека, а на типологический ярлык, который мы уже присвоили.

Облегчая нам жизнь, типологическое мышление оказывает нам плохую услугу. В чем это проявляется?

Как мы уже говорили, типологическое мышление мешает нам получать дальнейшие знания. Типирование дает нам представление не о самой личности, а о ее соответствии нашей типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего, что не содержится в самой типологии.

Причисляя человека к определенному типу, мы делаем его таким же, как он сам. Никакие изменения невозможны. Непонятно, как тиран может стать тираном, экстермист — экстермистом, а невротик — здоровым человеком. Таким образом, мы сохраняем человека, помещаем его в заранее определенную камеру.

Типологические ярлыки почти всегда категоричны. Человек оказывается либо хулиганом, либо не хулиганом, либо левым, либо правым, коллективистом или нет. Промежутки и градации невозможны при типологическом подходе — вы не можете быть немного хулиганом или немного правым.

Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии

В начале двадцатого века в психологии возникает кризисная ситуация: обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и экспериментальными данными — не удавалось прояснить специфику психической реальности, проблему связи между психическими явлениями и

Физиологические. Попытка преодолеть кризис привела к формированию нескольких влиятельных направлений (школ) в психологической науке.

В конце 20-х годов началась активная дифференциация направлений исследований в психологии личности. В результате появилось множество различных подходов и теорий личности.

Как уже упоминалось, Г. Олпорт и Р. Кеттел начали разрабатывать теорию под названием «теория черт». Она может быть классифицирована как психодинамическая, экспериментальная, структурно-динамическая, охватывает всю жизнь человека и описывает его как личность с точки зрения понятий, характеризующих внутренние, психологические черты. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга количеством и степенью выраженности своих индивидуальных независимых черт, а описание личности в целом может быть получено на основе тестовых исследований.

Как выясняется, помимо личностных качеств, на поведение человека влияет множество других условий, в частности, особенности ситуации, в которой он оказался в данный момент.

В качестве альтернативы чертам личности за рубежом получила распространение концепция личности под названием теория социального научения. В этой теории наиболее важной психологической характеристикой личности является поступок или серия поступков. Большое влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддерживая или осуждая его поведение.

Примером интеракционистской теории личности является концепция американского ученого У. Мейшела. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые вместе с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

  1. способности человека, то есть то, что он может делать самостоятельно и независимо от ситуации в данной среде.
  2. когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбор форм поведения в ней.
  3. Ожидания, т.е. оценка вероятных последствий определенных действий в той или иной ситуации.
  4. ценности, то есть то, что является ценным, имеет смысл и значение для конкретного человека. Человек в этой ситуации выбирает такое поведение, которое приводит к исполнению его ценностей.
  5. планы поведения, методы его субъективной регуляции. В такой ситуации люди обычно предпочитают действовать привычным, уже проверенным способом.

В 1896 году в психологической теории и практике возникло направление, положившее начало тому, что сейчас называется глубинной психологией. Она возникла благодаря австрийскому психиатру и психологу Зигмунду Фрейду. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике неадекватен, и предложил собственную систему анализа человеческой психики, которую назвал психоанализом.

С тематической (структурной) точки зрения, согласно Фрейду, психика содержит три сущности: «эго», «суперэго» и «самость». Последние две системы находятся в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» является средоточием двух групп влечений: а) влечение к жизни, или эрос, включающее сексуальные влечения и влечение к самосохранению «эго»; б) влечение к смерти и разрушению, танта. Эго» представляет собой движущую силу поведения, источник психической энергии, мощный мотивирующий элемент. «Я» — это вторичный, поверхностный слой психического аппарата, обычно называемый сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция — соотнесение вышеперечисленных инстинктов с требованиями враждебной социальной среды в интересах самосохранения. Систему требований «я» к «я» составляет «суперэго» — внутренний «надсмотрщик», «критик», источник морального самоограничения личности.

Динамически эти уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным.

Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние психологических травм в детстве на поведение в зрелом возрасте. Однако его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальное влечение, а прежде всего чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот недостаток (А. Адлер), или коллективное бессознательное (архетипы), содержащее универсальный опыт (К. Юнг), определяют психологическое развитие личности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», заявил, что не существует жестких границ и антагонизмов между сознательным и бессознательным. Юнг в своем учении, которое он называл аналитической психологией, «рассматривал человека в свете того, что в нем здорового и сильного, а не с точки зрения его недостатков».

C. Horney, G. Sullivan, and E. Фромм попытались связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни.

Сторонников гуманистической теории личности в первую очередь интересует, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Описания человека и событий в его жизни фокусируются в основном на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, излагаются в терминах «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности».

Наиболее известными представителями этого направления являются американские психологи А. Маслоу и С. Роджерс.

Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек имеет стремления и обладает способностью к личностному совершенствованию. Как существо, наделенное сознанием, он сам определяет смысл жизни, свои цели и ценности. Центральным понятием теории Роджерса является понятие «Я», которое включает в себя восприятие, идеи, цели и ценности, с помощью которых человек характеризует себя и намечает перспективы своего развития. Самые важные вопросы, которые задает себе каждый человек и на которые он должен ответить, следующие: Кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», сформированный в результате личного жизненного опыта, в свою очередь, влияет на восприятие человеком мира, других людей, а также на оценку человеком собственного поведения.

Согласно гуманистическим теориям личности, главной потребностью человека является самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. А. Маслоу создал концепцию самоактуализации личности и описал требования, которым должен соответствовать самоактуализирующийся человек в своем поведении и отношениях с другими людьми.

Значительный вклад в развитие психологии личности внесли отечественные психологи двадцатого века. Л.С. Выготский, П.Й. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский ввел понятие высших психических функций (мышление в понятиях, рациональный язык, логическая память и волевое внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной формы психики и тем самым заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека. Указанные функции существуют сначала как формы внешней деятельности и только потом как полностью внутренний (интрапсихический) процесс.1 Они происходят из форм языкового общения между людьми и опосредуются знанием языка. Система знаков определяет поведение больше, чем окружающая природа, поскольку знак, символ, содержит в свернутом виде программу поведения.

Основные формы развития личности

Каждая из групп характеристик человека открыто воздействует на внешний мир, социальную жизнь, созданную людьми в их общественном развитии, искусственную среду обитания, географическую среду в биогеносфере в целом, Вселенную. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой, происходит индивидуальное развитие человека. Каждая из подструктур (индивид, личность, объект действия) имеет индивидуальные отличия, которые можно рассматривать в аспекте уникальности, отличительности.

Три формы развития интегрированы в индивидуальность. Основной формой развития индивидуальных характеристик является онтогенез. Основной формой развития индивидуальных свойств является жизненный путь человека в обществе. Для субъективных свойств — история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история становления его профессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидуальных, личностных и субъективных свойств характеризуются несинхронностью в возрастном развитии, взаимодействии и взаимопорождении целостной системы ее свойств в ходе онтогенеза и жизненного пути.

Объективная картина хода жизни и самосознания личности всегда формируется в соответствии с индивидуальным и социальным развитием, соизмеряется в биографически-исторических данных, событийной репрезентации. Выделяют следующие события: события внешней среды, биографические, поведенческие, события внутренней жизни и события впечатления.

Человек может быть причастен к историческому времени в разной степени. Со временем индивидуальность становится регулятором как хода собственного развития, так и гармонии своих характеристик.

Изучение индивидуальности требует ее рассмотрения как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным показателем человеческой индивидуальности является деятельность, творческая активность человека. Одним из проявлений активности индивидуальности могут быть человеческие поступки. «Созревание» действий происходит в сфере опыта человека, в результате активной внутренней работы. Можно наблюдать их действие в различных формах. Это могут быть действия гражданского характера, коммуникативные действия, работа. Действия человека могут проявляться в устойчивом стиле поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современного окружения и таким образом способна создавать новые обстоятельства жизни. В обоих случаях индивидуальность представляет собой источник саморазвития человека, «позволяет ему быть ценным изнутри».

Заключение

В психологии сложились различные взгляды на индивидуальность. Первоначально индивидуальность рассматривалась как сингулярность, уникальность сочетания черт личности, которые различаются по степени выраженности, но присущи всем без исключения. Понимание этого заключалось в определении вектора возможных патологических изменений.

Другое понимание индивидуальности относится к выработке черт личности, которые присущи только индивидууму и генетически связаны с какими-то удачными обстоятельствами. В этом случае индивидуальность выступает как своеобразное дополнение к личности носителя существенных черт и качеств и определяется как совокупность индивидуальных черт личности, отличающих одного человека от другого.

И, наконец, третье понимание. Индивидуальность как гармония частей. Индивидуальность всегда представляет собой определенную гармонию и имеет свою форму и относительную стабильность системы.

Каждый человек в своей совокупности всегда является индивидом, одновременно личностью и субъектом деятельности. Но не все являются индивидуальностью, не в смысле индивидуальных различий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства свойств разных уровней.

Основной функцией индивидуальности как интеграции является сохранение и изменение своей надсоциальной, родовой природы, не ограниченной только рамками существующего социального порядка, и развитие внутреннего мира, восполняющего личностные недостатки и компенсирующего несовершенство внешнего мира.

Список литературы

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологических исследованиях. — Москва: Издательство Московского университета. — 1982. — 430 с.
  2. Аверин В.А. Психология личности: учебник. 2-е изд. — СПб: Изд. Михайлова В.Л. — 2001. — 191 с.
  3. Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1990 г. — 300 с.
  4. Психология / под редакцией А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998 г. — 583 с.
  5. Психология индивидуальных различий. Тексты / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Издательство Московского университета, 1982.
  6. психология личности. Тексты / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. — Изд. Московского университета. 1982. — 286 с.
  7. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник. — Москва: Аспект Пресс, 1999 г. — 447 с.
  8. Радугина А.А. Психология и педагогика. — М.: Изд. «Центр», 1999 г. — 254 с.
  9. Столяренко Л. Основы психологии. — Ростов н/Д: изд. Феникс, 1997 г. — 736 с.