Для связи в whatsapp +905441085890

Психодидактика — Типы личностно-ориентированных технологий

И.С. Якиманская (автор данной концепции) считает, что технология личностно-ориентированного образования базируется на психолого-педагогической концепции, в основе которой лежит принцип субъектности. А.Б.Этуев в своей работе также говорит о том, что разнообразная и многогранная образовательная среда, доступная каждому ребенку, имеет решающее значение для реализации и самосовершенствования личности и, конечно, для его развития. В этих условиях технология личностно-ориентированного образования реализует принципы природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного подхода Этуев А.Б.

Обучение, ориентированное на личность, позволяет ребенку получать знания в соответствии с его потенциальными способностями. Такое обучение помогает учителю решить проблему развития личности ученика и позволяет ребенку быстрее и лучше достигать целей обучения.

На наш взгляд, именно личностно-ориентированная педагогическая технология наиболее полно отвечает общественно-педагогическому запросу на новый образовательный формат. Поэтому мы рассмотрим его более подробно.

Для того чтобы более точно понять, что такое личностно-ориентированная технология и как она связана с теорией школьной культуры, необходимо уточнить, что мы подразумеваем под технологией вообще и педагогической технологией в частности.

«Технология» — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объектов, участвующих в процессе изготовления определенной продукции Кононенко Б.И.

Согласно определению в педагогическом словаре А.М. Новикова, технология в широком смысле — это система условий, форм, методов средств и критериев решения поставленной задачи Новиков А.М. В пособии для преподавателей педагогики А.М. Новиков отмечает, что педагогическая технология — это то педагогическое явление, в котором сконцентрирована способность решать многие задачи в современных условиях Новиков А.М.

В своей работе «Педагогическая технология: идеал и реальность» М.В. Кларин дает следующее определение педагогической технологии — это совокупность таких компонентов образовательного процесса как, личностные характеристики учителя, средства, методология обучения, которые используются для достижения целей обучения Кларин М.В.

Кроме того, технология обучения включает в себя методы воздействия преподавателя на образовательный процесс посредством использования различных информационных и технических средств.

Технология личностно-ориентированного обучения имеет особенности, которые отличают ее от традиционной формы обучения.

Главное, чтобы преподаватель, помимо информативного содержания урока, обеспечил студентам комфортные условия для максимального личностного развития. В этих условиях через урок ученик становится субъектом образования, а не объектом. Организация урока должна включать постоянный диалог между учителем и учеником, мотивируя последнего к саморазвитию.

Кроме того, когда учитель работает над организацией учебного процесса, важно создать ситуацию успеха. Это создает дополнительную мотивацию, как при совместной работе учителя и ученика, так и при самостоятельном поиске.

Кроме того, при групповой работе учитель, используя метод проектов, организует работу в группе таким образом, чтобы у каждого была возможность не только сформировать собственное мнение, но и рефлексивно мыслить.

Все эти функции помогают научить студентов наиболее эффективной познавательно-поисковой деятельности.

Типы личностно-ориентированных технологий

Мы можем рассмотреть типы личностно-ориентированных технологий по отдельности.

Начало личностно-ориентированной образовательной технологии мы видим в концепции диалога культур М.М. Бахтина. Она отражает понимание автором культуры. Для него культура — это общение представителей разных культур. Это может быть не только в настоящем, но и при обращении к различным текстам культуры. Творческая деятельность, информационная деятельность и исследовательская деятельность — это способы интеграции технологии, ориентированной на ученика, в образовательный процесс. С помощью этих моделей бытия студента в образовательном пространстве преподаватель будет поддерживать и помогать студентам справляться с творческими заданиями и трудными жизненными ситуациями.

Одним из сторонников и активных авторов личностно-ориентированного образования является педагог и психолог Ш.А. Амонашвили. Он разработал оригинальную концепцию гуманистической педагогики. В своей работе «Размышления о гуманистической педагогике» он дает «основные ориентиры» для учителя в осуществлении образовательного процесса. Речь также идет о том, чтобы учителя поддерживали своих учеников на основе любви к ребенку, понимания и уважения его личности. Важен принцип гуманизации окружения ребенка Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили — М.: Издательство Шалвы Амонашвили, 1995 г. — 496 с..

И.С. Якиманская разработала собственную концепцию обучения, ориентированного на студента. В ней рассматриваются различные подходы к личностно-ориентированной педагогике, как современные, так и традиционные. Эта концепция отражает условия функционирования личностно-развивающего образования. В ней есть очень важные практические разработки личностно-ориентированной технологии как актуальной альтернативы традиционным образовательным технологиям. Одним из ключевых понятий является «субъективный опыт» — опыт, который человек получает вне учебной деятельности. Это опыт И.С. Якиманской. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с..

Автор указывает ряд требований к технологии, ориентированной на ученика, таких как:

  • Представление преподавателем структурированной информации должно носить интегративный характер. Представление преподавателем структурированной информации должно быть интегративным.
  • Организация образовательного процесса должна соответствовать субъективному опыту обучающегося
  • научное содержание и формы обучения должны обеспечивать возможность самообразования
  • учитель должен поощрять учащихся к самовыражению, саморазвитию и самооценке
  • учитель должен контролировать и оценивать самостоятельно выбранные учащимися учебные пути И. С. Якиманская.

По мнению И. С. Якиманской, основной целью студентоцентрированного обучения является развитие интеллектуальных навыков и «окультуривание» субъективного опыта студента.

Как и во многих других личностно-ориентированных подходах, одна из главных целей — помочь студентам стать самосознательными, распознать свои способности и определить правильное поведение для создания успешного жизненного пути.

Включение в образовательный процесс методов, ориентированных на ученика, делает художественное образование более эффективным.

Следует подчеркнуть, что личностно-ориентированная технология образования дает возможность не только для развития личности ребенка, но и для саморазвития. Эта технология ставит во главу угла индивидуальные способности студента как объект познания и профессиональной деятельности.

Диалогизм

Помимо культурно приемлемых идей, концепций, направлений и подходов в образовательной практике, важен также принцип, на котором она основана. На наш взгляд, принцип диалогизма лучше всего соответствует сегодняшним требованиям к действию

Любая педагогическая деятельность может быть основана на культурологической парадигме, поскольку культура (в целом и ее отдельные элементы) может выступать в нескольких ролях

  • как особый объект изучения;
  • как источник и модель универсального (сакрального, этического, научного, эстетического) опыта;
  • как участник диалога (межличностного диалога и диалога культур);
  • как сфера реализации духовной свободы личности.

Диалогизм можно рассматривать как компонент методологии, как один из аспектов содержания и как основу методологии.

Среди исходных условий культурологической педагогики есть ряд проблем: Направление развития современного образовательного процесса; социокультурные ориентиры образования; внедрение интегративной методологии; преемственность содержательных аспектов (включая междисциплинарную преемственность гуманитарных наук — философии, истории, истории искусства, филологии, психологии, социологии).

Основополагающие педагогические задачи культурологического характера включают: духовно-нравственное становление учащихся; их культурное самоопределение в контексте социокультурных альтернатив. Цели — научить учащихся определять приоритеты культурных ценностей, формулировать и выражать свое мнение о культурных достижениях и культурных нормах, быть вовлеченными в систему традиций как звено культурной преемственности, уметь соотносить национальную систему ценностей с общечеловеческими ценностями и глобальными культурными универсалиями, ориентироваться в современном поликультурном мире, развивать творческие способности личности и помогать ей преодолевать культурную изоляцию.

С точки зрения содержания, диалогизм актуализирует характеристики действия, которое происходит в среде идей и ценностей культуры. Диалог культур существует на разных уровнях: межличностные отношения в их культурном аспекте; взаимоотношения внешних сил, влияющих на культуру (государство — социальные слои — субкультурные образования); отношения между сферами культуры (религия, мораль, искусство, наука); между культурными институтами, национальными и историко-культурными традициями.

Взаимоотношения со студентами можно строить в парадигме «личность в истории культуры». После введения в основные теоретические концепции культурологии, на материале выдающихся личностей мировой истории культуры представлена идея их развития. Значение парадигмы заключается в том, что современный студент знакомится с историей культуры как с полноправным собеседником и соучастником.

Основными методологическими принципами подхода к изучаемому и преподаваемому культурному материалу являются: 1) геополитический принцип; 2) типологический принцип; 3) междисциплинарный принцип. Согласно первому принципу, культурные реалии рассматриваются как явления, обладающие специфическими пространственно-временными характеристиками и основанные на понятиях цивилизации, менталитета, межкультурной коммуникации и хронотопа. В соответствии со 2-м принципом рассматриваются категории социокультурной антропологии, в этом качестве выступают суждения о личности и обществе в их тождестве и взаимодействии, сознании и самосознании. Согласно 3-му принципу, осваиваются системно-междисциплинарные основы (межнаучные или междисциплинарные в области научных исследований и в области образования).

Интегративный подход и персоналистская парадигма

В рамках культурологической парадигмы реализуется интегративный подход к образованию. Интегративный характер образовательного процесса, в основе которого лежат культурологические категории и теории, предполагает установление горизонтальных и вертикальных связей между историческими реалиями, художественными и научными явлениями, морально-психологической и религиозной — то есть широкой онтологической — систематикой.

Существует также персоналистическая парадигма, которая предполагает в своей методологии следующие исходные положения культурологии: установление главной цели культурно-исторического исследования культурно-антропологических проблем в экзистенциальном аспекте; установление жизненной ценности и смысла культуры; тщательное изучение нравственных оснований культуры, культурного сознания и самосознания.

Отличительными особенностями культурологической парадигмы как методологии и системы обучения будут 2 принципа: Отказ от авторитарных точек зрения в интеллектуальном и организационном аспектах; использование диалогизма как конгениального культурологической парадигме образовательного процесса.

Таким образом, диалогизм является универсальным механизмом педагогической деятельности. В качестве деталей этого механизма выступают привычные исторические модели-формы общения с учениками: свободная беседа учителя со своими протеже (античная модель), общение в традициях немецкой классической школы (лекция-сообщение для посвященных), общение как взаимодействие единомышленников (русская модель кружка, общины).

При изучении культуры в настоящее время часто используется стимулирующий, активизирующий характер ассоциаций, благодаря чему процесс обучения приобретает личностную цель. Среди методологических процедур игровая парадигма занимает особое место, поскольку она в основном соответствует системным свойствам самого субъекта. Опираясь на известную культурологическую концепцию игры, согласно которой поле игры в культуре — это поле «свободной деятельности» (Й. Хейзинга), преподаватели строят межличностное общение в этом поле, придают ему эмоциональный характер и добиваются самоидентификации обучающегося. Игровая организация педагогического поля имеет широкий социокультурный смысл: педагогическая деятельность по изучению теории и истории культуры может включать в себя целый ряд игр, от «игр в слова» до «игр на мышление», в том числе «деловых игр». Системный подход к игре позволяет выполнять различные ее формы как вид интеллектуального творчества.

Таким образом, механизм реализации методологических позиций состоит из основных методологических параметров:

  • Диалогичность (межличностный уровень, межгрупповой уровень, на уровне взаимодействия «учитель — ученик», при трансляции культурного опыта «смыслы прошлого — смыслы настоящего»);
  • Взаимное дополнение учебной и внеклассной деятельности, включая досуг;
  • Связь когнитивной деятельности с повседневным опытом личного творчества и эстетического восприятия;
  • Активность (в том числе игровая) учебной деятельности;
  • Интеграция устного и визуального обучения.

Все это говорит о том, что культурологическое образование является не только специальным, но и очень важным аспектом культурного развития личности современного школьника. С.Н. Токарев описывает процесс культурологического образования как постоянное приобщение к культуре для максимального развития личности и вхождения в контекст социальной жизни на личностном уровне. Мы полностью согласны с его мнением, культурологическое образование школьников — важнейшая задача учителей, воспитателей и родителей, вклад в общекультурное развитие ребенка.

Социальная культура

Социокультура — это нормы поведения в различных сферах личной и общественной деятельности. Оно может включать не только этикет, но и нормативную деятельность, например, юридическую, религиозную, экономическую.

Социокультурная среда — это особое пространство, которое позволяет человеку быть включенным в социальную и культурную общественность. Это социокультурная среда, которая включает в себя все условия жизни человека на микро- и макроуровнях, а также социокультурное поведение. Термин «социокультурный» можно рассматривать как осмысленное социальное действие, имеющее индивидуальный характер. Это личностно-ориентированные методы, события и действия социокультурного характера, которые должны ориентировать ребенка в великом культурном наследии и современной культурной реальности. Социокультурная среда, как уже говорилось выше, включает в себя образовательную среду как обязательный элемент социализации ребенка.

Образовательная среда как объект и информация, а также социальная среда образовательных учреждений является частью социокультурной среды. Именно образовательная среда может оказать непосредственное влияние на личность и даже организовать культурную «продвинутость» человека. Для этого необходимы условия, при которых достигается максимальное взаимопонимание между учениками и учителями. Эти условия включают позитивное отношение, сплоченную команду и схожее восприятие культурных ценностей. Все это может быть создано учителем. Он может участвовать в социализации, механизм которой включает в себя и творчество, и рефлексию, и самоопределение личности. Это будет способствовать гармоничному развитию личности и ее активному участию в общественной жизни.

В образовательной среде, как системе влияний и условий формирования личности, может быть реализован культурологический компонент образования, направленный на всестороннее развитие личности.

Следует еще раз отметить, что учебная среда содержит информацию и предметное содержание.

При введении культурологического компонента в общеобразовательные предметы необходимо учитывать их особенности и характеристики. Таким образом, содержание предмета, методы преподавания, материально-техническая база таят в себе различные возможности, как развивающие, так и эстетические.

Разнообразие информации и ее источников не всегда носит негативный характер. Он предоставляет достаточно материала для введения культурного компонента. Обращаясь к различным произведениям искусства, учебным материалам и соответствующей информации, учащиеся получают знания по предмету. Такой способ формирования образовательных компетенций продиктован современными информационными потоками СМИ и предполагает интерактивный характер. Здесь на первый план выходят новые требования не только к ученику, но и к учителю.

Из этих требований вытекает необходимость определения основных задач при задачно-ориентированном проектировании новой информационно-предметной среды. Эта среда должна позволять использовать современные образовательные технологии и способствовать развитию навыков самостоятельной работы студента в образовательном процессе. Она также стремится создать новое коммуникативное пространство со своими собственными технологиями, например, использование информации из различных СМИ.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Приоритетные ценности профессионально-педагогической деятельности в xxi веке
  2. Особенности воспитания в многодетной семье
  3. Отчет по педагогической практике в начальных классах
  4. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
  5. Обучение как сотворчество учителя и ученика
  6. Детское изобразительное творчество
  7. Семейные традиции в жизни современного человека
  8. Внутришкольный контроль это
  9. Основной метод воспитания военнослужащих
  10. Компоненты образовательной системы