А.С.Макаренко воспитании детей в семье

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема
  2. Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века
  3. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  4. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов
  5. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский
  6. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко
  7. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского
  8. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.
  9. Экспериментальная педагогика Марии Монтессори
  10. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века

Введение

С первого дня жизни своего ребенка родители начинают выполнять свой самый важный родительский долг — они становятся воспитателями. Через радости и испытания они ведут растущего человека по пути развития его умственных и физических сил, к умственной и физической зрелости.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что оно почти каждому представляется делом знакомым и ясным, а иногда и простым, — и чем оно яснее и проще, тем менее человек знаком с ним теоретически или практически. Почти все признают, что образование требует терпения; некоторые считают, что оно требует врожденных способностей и умений, то есть ловкости; но очень немногие пришли к выводу, что, кроме терпения, врожденных способностей и умений, необходимы специальные знания.» В наше время еще более невозможно воспитывать детей «так, как Бог хочет, чтобы их воспитывали». Продолжим мысль К.Д. Ушинского размышлениями советского педагога А.С. Макаренко: «… Вы рожаете и воспитываете сына или дочь не только ради радости родительства. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий актер и будущий боец. Если вы облажаетесь, воспитаете плохого человека, то пострадаете не только вы, но и многие люди, и вся страна.

Семья должна быть тем местом, где растущий человек сталкивается с вопросами, на которые ему отвечают взрослые, прежде всего, мать и отец. Очень важную роль играет духовная атмосфера, которая окружает человека — семья. Семья, культивируя партнерские отношения, способствует формированию личности, развивает ее индивидуальность, и в ней стержнем всех составляющих должен быть диалог между ее членами, что накладывает определенные обязательства на всех участников общения. Семья — это опора, способная ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющемуся в том, что все члены семьи обращаются к морали, освященной опытом веков и поколений, в которой воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как этого можно достичь? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, потому что он состоит из пяти компонентов: во-первых, любовь к детям; во-вторых, взаимопонимание; в-третьих, взаимоуважение; в-четвертых, традиции, на которых основано воспитание; в-пятых, диалог. Трудно переоценить важность каждого из компонентов, ведь отсутствие хотя бы одного из них, несомненно, приводит к бесполезности существования остальных.

На каждом этапе общественно-исторического развития семейное воспитание имеет конкретно-исторический характер по своим целям, содержанию и формам. Поэтому изменения, произошедшие в обществе в последние два десятилетия XX века, оставили впечатление «краха» семьи в воспитании и образовании детей. Сегодня справедливо сказать, что современная семья несколько отошла от того, что когда-то считалось хранителем лучших качеств, передаваемых от старшего поколения к младшему. Она невольно стала местом, где духовное и нравственное в процессе воспитания постепенно угасает. И поэтому действительность XXI века требует создания семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенствования, где процесс воспитания осуществляется через сопереживание, где личные отношения взрослых, родителей и детей, формируют стремление к приобретению хороших привычек. То есть воспитание в семье является важнейшей социальной функцией, которая связана с передачей накопленного опыта от одного поколения к другому и целенаправленной социализацией личности. Семейная среда, это сочетание слов подразумевает достаточно широкий спектр явлений — это, прежде всего, целостная система исторически сложившихся социальных отношений, особенности взаимоотношений между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем многообразии и богатстве своих отношений с миром, она рассматривается как сложная и саморазвивающаяся система.

Таким образом, процесс воспитания в семье является основным средством обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения молодого поколения в жизнь общества.

Представление об исторической эпохе А.С. Макаренко

Отечественная педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется глубоким самопознанием, интенсивным осмыслением своих культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственной познавательной деятельности в контексте ее социальных последствий. Научное знание получает новые ориентиры для формирования дисциплинарных норм, стандартов и средств исследования. В этом контексте образовательная наука обращается к пересмотру собственных методологических оснований, чтобы пересмотреть, критически осмыслить или амнистировать и развить их.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования продолжалось почти десятилетие. В декабре 1917 года специальным декретом Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Еще в 1918 году на I Всероссийском съезде работников просвещения В. И. Ленин заявил о первостепенной роли школы в формировании коммунистической морали. Здесь позиции советской власти были сформулированы в следующих документах: «Положение об организации дела народного образования в Российской Республике» (утверждено СНК 18 июня 1918 года) и «Положение о единой рабочей школе» (утверждено ВЦИК 30 сентября 1918 года).

Задача подготовки сознательных борцов за дело коммунизма, активных строителей нового общества стояла перед советской школой с момента ее основания. Декрет ВЦИК Советов «Положение о единой рабочей школе РСФСР» от 30 сентября 1918 года.

Воспитание учащихся как «будущих граждан социалистической республики». Во вступительной статье декрета среди качеств будущего гражданина перечислялись «трудолюбие, настойчивость, широкая общительность, способность к общему переживанию и солидарности, добровольная дисциплина, разнообразная и целенаправленная деятельность». Кроме этих качеств, по мнению основоположников советской педагогики, соседствующими и присущими пролетарскому бойцу должны быть: Ненависть к врагам рабочего класса, ко всем, кто мешает строить лучшее будущее. Были определены новые принципы образовательного процесса: светский характер образования, органическая связь образования с производительным трудом — решением практических задач общества.

Было введено совместное обучение мальчиков и девочек, некоторые предметы (древние языки, закон Божий) были исключены из учебных программ, введены новые. Была упразднена прежняя школьная система: начальная школа, различные типы средних школ — гимназии, практические школы. Вместо них.

Вместо этого была введена двухуровневая система школьного образования: первая — для детей в возрасте от 8 до 13 лет, вторая — от 13 до 17 лет, сократив прежнюю продолжительность обучения на три года. Партия не отказалась от «излишеств»: в школах отменили экзамены, домашние задания, оценки, отказались от разработки учебных планов и программ под девизом: «Изучайте жизнь, а не учебные предметы». Более того, новая программа партии, принятая VIII съездом РКП(б) в марте 1919 года, сосредоточилась исключительно на политической задаче школы. В преамбуле секции подчеркивалось, что главной задачей РКП в области народного образования является «превращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы и в орудие коммунистического перерождения общества». Среди прочего, программа призывала готовить педагогов, «проникнутых идеями коммунизма», развивать максимально широкую пропаганду «коммунистических идей» и использовать для этого «аппарат и средства государственной власти». Таким образом, программа рассматривала образование как политико-педагогический инструмент и, более того, как средство формирования нового типа человека, «нового человека». Эта цель школы стала главной и охватывала все аспекты образования, обучения и воспитания.

В 1920 году Народный комиссариат просвещения опубликовал учебный план единой советской школы, который, по сравнению с учебными планами дореволюционной России, имел свои особенности:

  • широкий состав академических предметов, включая гуманитарные, физико-математические и естественные науки;
  • большое количество часов, посвященных языку и литературе, математике и естественным наукам;
  • значительное количество часов на физическое воспитание.

Впоследствии советские школьные программы неоднократно пересматривались, но эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были предприняты попытки внедрения комплексных программ: Вся совокупность знаний была представлена в виде единого набора информации о природе, труде, человеческом обществе. Таким образом, были предприняты попытки преодолеть разрыв между различными школьными предметами и связать обучение с жизнью и практикой. Были введены новые методы и приемы преподавания. В школе было две ступени: начальная и средняя, которые длились разное время в разные годы. В 1930 году было провозглашено всеобщее обязательное начальное образование. В ряде постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы были четко определены требования к общеобразовательной школе: формирование высокого уровня знаний, политехническое образование в тесном взаимодействии с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации педагогической работы должно быть преподавание «с данной группой учащихся по строго определенному расписанию и фиксированному составу учащихся» с четким определением продолжительности и структуры учебного года. Школа была ориентирована на образование информационного типа и производила знания, навыки и умения. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала — научить всех граждан читать и писать, затем — повысить уровень образования населения, подготовив специалистов для всех областей производства и сферы культуры.

Как яркий представитель своего времени, А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — непременное условие успешности педагогической деятельности. В условиях советского общества образование, подчеркивал он, должно быть воспитанием активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко утверждал, что достижение этой цели вполне возможно. «… Воспитание нового человека — счастливая и выполнимая задача для педагогики», — сказал он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, доброжелательное отношение к его потенциальной способности распознавать добро, становиться лучше, проявлять активное отношение к окружающему миру всегда было основой новаторской педагогической деятельности Макаренко. Своим студентам он адресовал горьковский призыв «как можно больше уважения к личности и как можно больше требований к ней». Чтобы быть обычным в 20-е годы призывом к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свое: любовь и уважение к детям должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», сказал он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и во всей воспитательной системе Макаренко, является одним из его основополагающих принципов. Макаренко глубоко верил в творческую силу человека, его способности. Он старался «проецировать лучшее в человеке».

Сторонники «свободного образования» выступали против любого наказания детей на том основании, что «наказание воспитывает раба». Макаренко справедливо выступал против этого, говоря, что «безнаказанность манит тирана», и считал, что разумно выбранное, умело и редко применяемое наказание, кроме, конечно, телесных, вполне допустимо.

А. С. Макаренко решительно боролся против педологии. Он был одним из первых, кто выступил против «закона фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и неизменной средой». Он доказал, что любой советский ребенок, которого обижают или портят ненормальные условия жизни, может исправиться, если создать благоприятные условия и использовать правильные методы воспитания.

В каждом советском учебном заведении студентов должны были ориентировать на будущее, а не на прошлое, чтобы позвать их вперед и открыть радостную реалистическую перспективу. По мнению Макаренко, ориентация на будущее представляет собой важнейший закон социалистического строительства; оно полностью ориентировано на будущее и соответствует жизненным устремлениям каждого человека. «Воспитать человека — значит воспитать его, — говорил Макаренко, — найти пути перспективы, в которых заложена радость завтрашнего дня». Вы можете написать целую методику для этой важной работы. Эта работа должна быть организована по «системе перспективных линий».

Педагоги эпохи Макаренко о воспитании ребенка в семье

К 1920-1930-м годам относится расцвет деятельности таких выдающихся отечественных педагогов и деятелей образования, как П.П. Блонский, А.П. Болтунов, Г.О. Гордон, А.Г. Калашников, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, М.Н. Покровский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др. Они во многом определяют развитие отечественной педагогики.

Н. Крупская в своей статье «Образование», опубликованной в 1928 году, показала разницу между образованием в широком и узком смысле. Под образованием в широком смысле слова Н.К. Крупская подразумевала образование в середине жизни. Воспитание в узком смысле означало систематическое, запланированное воздействие взрослых на детей и подростков. Н.К. Крупская рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как необходимое условие формирования нового типа людей, сознательных участников производства, понимающих интересы общества в целом, взаимосвязь отдельных отраслей, их взаимоотношения. Она показала в его работах необходимость активной, сознательной позиции студента в образовательном процессе. Она считала, что в школе должны быть многогранные контакты с жизнью молодежи, взрослых, и особенно с жизнью рабочего класса, чтобы установить духовную связь между заводом и школой, духовное родство с рабочим классом. Активизацию позиции участия ребенка в общественно значимой деятельности Н. К. Крупская видела в создании высокоразвитых коллективов, в новой — отличной от буржуазной — форме самоуправления, общественно-политической направленности всей жизнедеятельности школьника, осуществляемой в пионерской и комсомольской организациях. Впервые в советской педагогике Н. К. Крупская дала теоретическую разработку общественно-политических возможностей общественных детских и молодежных организаций.

Исходя из идей коммунистического воспитания, А.В. Луначарский, характеризуя сущность воспитательного процесса, придавал большое значение собственной активности личности в приобретении коммунистической морали, соответствующих навыков социальной сплоченности: «…человек должен развивать гражданина, — писал он, — развивать личность, которая может жить в согласии с другими, личность, которая может сотрудничать, которая объединена с другими в сочувствии и социальной мысли».

Большое значение в развитии теории коммунистического воспитания имели работы П.П. Блонского и С.Т. Шацкого. Т. Шацкий. П. П. Блонский рассматривал образование как целостный процесс и видел его главную функцию в содействии развитию личности. «Образование, — писал он в своей статье «О наиболее распространенных педагогических ошибках в организации рабочей школы», — должно быть не приспособлением или полировкой, а внутренней стимуляцией развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего, творца, строителя; это культура деятельности, изобретательности и творчества.

По мнению С. Т. Шацкого, главное в образовательном процессе — его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «… Естественно полагать, что три элемента педагогической деятельности — метод, программа, организация — должны быть выстроены так, чтобы один вытекал из другого, сохраняя тем самым идею единства образовательного процесса.

Так, в работах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого большое внимание уделялось такой организации педагогического процесса, которая обеспечивала бы активное взаимодействие тьюторов и студентов.

Теоретические взгляды Макаренко на коммунистическое воспитание проникнуты гуманистическими идеями, основаны на сочетании влияния коллектива и развития личности, ее гражданских качеств, социальной ответственности, основанной на сознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе Макаренко считал важнейшей нравственной категорией. В то же время он придавал большое значение самообразованию: «…необходимо привыкнуть к новым требованиям новой морали так, чтобы подчиниться этим требованиям и больше не обременять свое сознание каждым поиском…».

В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию коммунистического воспитания, установил необходимость целостного подхода к всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности нравственных качеств. В.А. Сухомлинский считал предрасположенность к образованию, готовность к образованию главным условием эффективности образовательного процесса. Сущность образовательного процесса отражает внутренние связи и отношения, которые характерны для этого процесса и проявляются в определенных закономерностях и тенденциях.

Таким образом, раскрывая сущность воспитания, советская педагогика чаще всего подчеркивает не просто влияние учителя на психологию учащихся, а целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, организацию определенных отношений между ними, развитие активности учащихся, ведущей к усвоению ими социально значимого общественного опыта.

А.С. Макаренко о формах воспитания ребенка в семье

Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками учебных заведений. Их задачи выполняют и другие социальные структуры и организации. В результате в последние годы в педагогике выделился феномен «общественного воспитания», под которым понимается педагогическое взаимодействие, происходящее в системе «человек-человек», то есть через непосредственные человеческие отношения, а также через специально уполномоченные для этого общественные институты — благотворительные фонды, организации, ассоциации и т.д. В современной российской педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социально-педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования его жизненных качеств и личностных свойств. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, воспитатели, репетиторы и гувернеры.

Следовательно, семейное воспитание — это сознательные усилия взрослых по воспитанию ребенка таким образом, чтобы младшие соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. В то же время семейное воспитание считается неотъемлемой частью относительно контролируемой социализации личности в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания — школьным и общественным. Проблемы семейного воспитания в той части, где они связаны со школой, изучает общая педагогика, в других аспектах — социальная.

Решающая роль семьи заключается в ее глубоком влиянии на всю сферу физической и психической жизни человека, который в ней растет. Более того, семья является для ребенка как средой проживания, так и средой воспитания. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок являются зеркальным отражением друг друга. Следовательно, в семье формируются те качества, которые не могут быть сформированы нигде больше. Кроме того, семья осуществляет социализацию (адаптацию к окружающей общности людей — обществу) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, нравственному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Поэтому именно семья формирует содержание общества: Типичная семья — это то же самое, что и общество. Из этого следует, что главная социальная функция семьи — воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина и законопослушного члена общества. В то же время в семье решаются и другие воспитательные задачи. Их совокупность составляет содержание семейного воспитания.

Содержание воспитания в семье определяется общей целью демократического общества. Семья должна формировать физически и психически здоровую, высокоморальную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация данного подхода российского общества к формированию семьи предполагает его осуществление в нескольких относительно независимых, но взаимосвязанных областях. Его содержание можно резюмировать следующим образом.

Моральное и нравственное воспитание в семье является центральной частью формирования личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Она занимается формированием у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание предполагает участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, давать им представление о красоте, присутствующей в жизни.

Физическое воспитание направлено на привитие детям привычки к здоровому образу жизни и включает в себя правильную организацию режима дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма.

Трудовое воспитание закладывает основу для будущей самостоятельной жизни, а именно профессиональной и общественной деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. В разных семьях они в той или иной степени дополняются экономическими, политическими, экологическими, сексуальными и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, которые реализуются в системе семейных отношений.

Считается, что отношения в семье являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку, будучи определенной социальной общностью, они функционируют как специфическая система общения и взаимодействия между ее членами, возникающая в результате реализации их различных потребностей. Более того, естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными.

Кроме того, семья включает в себя экономические, правовые, моральные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также связаны с национальными и внутрисемейными отношениями. Важность внутрисемейных отношений в формировании и развитии личности обусловлена главным образом тем, что они являются первым специфическим образцом социальных отношений, с которым человек сталкивается с самого рождения. Кроме того, они фокусируют и находят своеобразное миниатюрное выражение всего богатства социальных отношений, что создает возможность раннего вовлечения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состояние определяет меру функционирования и эффективность других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое серьезное отклонение от нормы внутрисемейных отношений означает дефицит, а часто и кризис семьи, потерю ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения имеют форму межличностных отношений, которые осуществляются в процессе непосредственного общения между членами семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов формирования личности. Потребность в нем носит универсальный характер и является основной высшей социальной потребностью человека. В процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметные действия, овладевает основами человеческого опыта в различных сферах жизни, узнает и усваивает правила взаимоотношений, присущие людям качества, их стремления и идеалы, постепенно воплощает нравственные основы жизненного опыта в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.В системе внутрисемейных отношений преобладают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. Моральный и эмоциональный климат семьи зависит от характера и состояния супружеских отношений, а значит, и от воспитательных возможностей.

Степень моральной и эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семей, как демократические, авторитарные и переходные. Соответственно, различно и их влияние на нравственное и духовное развитие детей. Воспитание ребенка также во многом зависит от контактов, установленных между родителями и детьми. Влияние отношений родителей с детьми на особенности их развития многообразно. Существует достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами у них активнее формируется уважительное отношение к детям, такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. У них более адекватное осознание «Я-образа» (самости в системе межличностных отношений), его целостности, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование этих качеств тормозится и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимоотношений между родителями и детьми закрепляются в их собственном поведении и становятся образцом в их дальнейших контактах с окружающими. Отношение родителей, характеризующееся негативной эмоциональной окраской, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку сознание ребенка склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, у него возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубые или равнодушные родители дают ребенку основания полагать, что незнакомый человек причинит ему больше огорчений. Это приводит к возникновению чувства враждебности, недоверия и страха перед другими людьми.

Таким образом, отношения, сложившиеся в семье между родителями и детьми, неизбежно проявляются в семейном воспитании.

Основные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях Макаренко

Макаренко много сделал для развития советской теории семейного воспитания, был основоположником массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания» Макаренко сказал: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и обычно гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с раннего детства — это не так сложно, как многие думают. По своей сложности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может любой человек, если только он действительно захочет, а кроме того, это приятное, счастливое, радостное дело.

Семейное воспитание (воспитание в семье) — это общий термин, обозначающий процессы взаимодействия родителей и детей для достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания ребенка. Общественное, семейное и школьное воспитание находятся в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается на семью в воспитании детей и направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он знает о проблемах современной семьи и делает все возможное, чтобы процессы семейного и школьного воспитания проходили в гармонии. Семья — это и среда жизни, и среда воспитания ребенка. Влияние семьи особенно значительно на первом этапе жизни ребенка и намного превосходит все другие воспитательные влияния. Согласно исследованиям, семья опережает школу, средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературу и искусство. Из этого педагоги смогли вывести корреляцию: Успешность формирования идентичности определяется в первую очередь семьей. Чем лучше семья и чем лучше она влияет на воспитание, тем лучше результаты физического, морального и трудового воспитания человека. За редким исключением, постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и человек в ней вырос.

Образование — очень простая вещь, образование — счастливая вещь, никакой труд для ее облегчения, который чрезвычайно ценен, осязаем, реальное удовлетворение не может сравниться с трудом образования, считает А. Макаренко.

В современной практике семейного воспитания достаточно четко выделяются три стиля (типа) отношений: авторитарный, демократический и laissez-faire.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, отсутствием привлекательности. Угрозы, подчинение, принуждение — вот основные средства этого стиля. Она вызывает у детей чувство страха и неуверенности. Психологи утверждают, что это приводит к внутреннему сопротивлению, которое внешне выражается в грубости, лживости, лицемерии. Требования родителей приводят либо к протесту и агрессии, либо к обычной апатии и пассивности.

К авторитарному типу отношений родителей к ребенку отнесла А. С. Макаренко. С. Макаренко выделил два варианта, которые он назвал авторитетом подавления и авторитетом дистанции и самомнения. «Власть угнетения» он считал самым страшным и диким видом, жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держите детей в страхе — это главный принцип деспотических отношений. Такое воспитание неизбежно порождает унылых, трусливых, ленивых, обиженных, «хлюпиков», озлобленных, мстительных и часто своевольных детей.

По словам Макаренко, «авторитет дистанции и упрямства» проявляется в том, что родители, либо «в воспитательных целях», либо в силу обстоятельств, стараются отдалиться от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление крайне редкое: они доверили воспитание бабушкам и дедушкам. Родители не хотят снижать свой родительский престиж, а добиваются обратного. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним — непослушание и суровое воспитание.

Либеральный (одобрительный) стиль предполагает все — прощение, терпимость в общении с детьми. Его источник — чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными. А.С. Макаренко называет одобрительный стиль отношения «авторитетом любви». Его суть заключается в снисходительном отношении к ребенку, стремлении к сыновней привязанности через чрезмерную ласку, потакание. В своем стремлении завоевать ребенка родители не осознают, что приводят в дом эгоиста, лицемерного, расчетливого человека, умеющего потворствовать людям. Это социально опасный способ обращения с детьми. А.С. Макаренко назвал педагогов, проявляющих такую вездесущность по отношению к ребенку, «педагогическими зверями», практикующими самый неумный, самый безнравственный вид отношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои действия и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают у них самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают своих родителей, вырастают разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в своих родителях пример гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какие они есть.

Таким образом, знание типичных семейных отношений и стилей воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы справиться с ними.

Разумная система наказаний не только законна, но и необходима, убежден А. Макаренко. Она помогает формировать сильный человеческий характер, способствует развитию чувства ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, способность противостоять искушениям и преодолевать их.

Методы воспитания детей в семье — это способы (приемы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от общих методов воспитания, рассмотренных выше, но имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуально, ориентировано на действие и адаптировано к личности;
  • Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: Понимание цели воспитания, родительской роли, ценностей, стиля взаимоотношений в семье и т.д.

Поэтому методы воспитания в семье формируют личность родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько и различных методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная перспектива для детей), наказание (лишение развлечений, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях родительские ситуации создаются и используются по совету учителей.

Заключение

Современная теория семейного воспитания должна в большей степени опираться на ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданственности, ответственности перед собой, обществом и государством. При этом культурные основания теории семейного воспитания должны строиться на идеях плюрализма и вариативности воспитательной практики, демократизации отношений между субъектами воспитательного процесса, ответственности каждого гражданина и государства в целом за воспитание детей и молодежи.

Своеобразие взглядов Макаренко на педагогику и воспитание, степень его влияния на педагогическую мысль и практику определяется, прежде всего, тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в культуре, экономике, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и личности, молодого поколения.

Глубоко понимая социальную сущность педагогики и воспитания, А.С. Макаренко давал блестящий пример педагогической подготовки, массовых и разнообразных форм распространения научно-педагогических знаний и опытно-практических достижений воспитания. Анализ теоретических работ Макаренко позволяет отметить, что он установил ряд оригинальных показателей социальности воспитания, которые необходимы и в настоящее время

Во-первых, выдающийся педагог предложил отказаться от традиционного взгляда на образование как на явление, существующее в отношениях между учителем и учеником. Он говорит о широком элементе воспитания, «которое осуществляют не только педагоги, но и вся наша жизнь — каждого из вас друг о друге». Макаренко уверен, что два человека, живущие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают друг друга. Таким образом, он аргументирует свою мысль о том, что образование — очень широкое явление. Трудно понять его как чисто детское явление, особенно в Советском Союзе, где он стал одним из самых широких видов общественной деятельности.

Во-вторых, А.С. Макаренко критиковал педологов и резко выступал против превращения воспитания подрастающих поколений в игрушку возрастно-биологических, психологических и других симпатий. С другой стороны, он не принял пустую коммунистическую фразеологию на эту тему, которая сводится к призыву следовать «коммунистической ориентации образования», говорить о «политической бдительности» и т.д. Следуя логике политического дискурса того времени, Макаренко считал, что цели воспитания должны быть социально обусловленными, а значит, коммунистическими. Однако, реализуя эту общую цель, Макаренко говорит о необходимости создания методики, которая была бы общей и единой, «но в то же время позволяла бы каждому человеку развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность». Взгляд Макаренко на цель воспитания часто интерпретируется как игнорирование интересов и потребностей ребенка. С нашей точки зрения, знаменитый педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания как позицию личности, так и позицию общества, отдавая предпочтение последней.

В-третьих, социальный характер образования отражается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал: «Наш воспитанник, кем бы он ни был, никогда в жизни не мог предстать носителем какого-либо личного совершенства, а только как хороший или честный человек. Он всегда должен действовать прежде всего как член коллектива, как член общества, ответственный за действия не только себя, но и своих товарищей. В этом, по сегодняшним меркам, «старомодном» утверждении, есть идея, без которой сегодня не обойтись: образование должно формировать человека, ответственного перед другими, способного следовать социальному долгу. Однако утверждения Макаренко о безусловном подчинении личности коллективу вызывают сомнения.

В-четвертых, заслуживает внимания и замечание Макаренко о контроле общественного мнения над образованием. Что она закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. В результате у ребенка, рожденного в твердости, несгибаемом закаленном характере, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности перед другими людьми.

В-пятых, социальное воспитание Макаренко — это показатель того, что воспитание происходит не только в государственном учреждении — школе, но и в главной ячейке общества — семье. По его мнению, именно в семье закладываются основы характера человека, которые составляют основу его воспитания. Семейное воспитание должно найти меру между нашим величием, тем, что мы даем обществу, и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества.

Таким образом, теоретические положения А.С. Макаренко о социальной сущности воспитания, его общественном характере не потеряли своей актуальности в современных условиях. Они позволяют уточнить категориальный аппарат современной социальной педагогики и, на наш взгляд, могут благоприятно повлиять на процесс накопления достоверных знаний в этой относительно новой научной дисциплине.

Практическая реализация идей Макаренко, в том числе этических и педагогических, — это не прошлое время, а задача на будущее. Он теоретик не прошлого, а будущего: реализация его сложной педагогической и этической программы зависит от условий, многие из которых еще предстоит создать. Макаренко — один из педагогов, опередивших свое время, потому что основная идея его этической концепции — социальная ответственность, основанная на взаимности личности и коллектива. Его система образования выше этического рационализма в обычном смысле этого слова. Она может быть реализована только в условиях такого типа социальной организации, при котором школа будет органичной частью жизненной практики, а не ее изолированной формой.

Взгляды Макаренко — это этика педагогики настоящего и будущего, потому что нормы задуманного им «нового человечества», сгущающего прочные, общепризнанные гуманистические ценности, еще только формируются. Сегодня мы часто наблюдаем потерю нравственной стойкости, ослабление моральных устоев, своего рода моральный упадок. Чтобы преодолеть ее, обрести веру в смысл человеческой жизни, необходимо мобилизовать всю творческую энергию и силу воли личности. Человек, считает Макаренко, должен участвовать в развитии цивилизации на всех ее основных уровнях (личная жизнь — экономика — общественная жизнь — культура), должен чувствовать личную ответственность за все, что ему дорого и важно. Человек сегодняшнего и будущего — это человек высокой социальной ответственности, всесторонне развитый, свободный, к арсеналу ценностей которого будет принадлежать этика А.С.Макаренко.

Список литературы

  1. Дети и семейный конфликт: учебное пособие / Л.С. Анзорг — М.: Просвещение 1987. 200с.
  2. Белогуров, А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира: учебное пособие / А.Ю. Белогуров — М. : Логос 2000. 280с. — ISBN 5-886873.
  3. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах : учебное пособие / С.Л. Вигман — М.. : Academia 2000. 208с. — ISBN 5-88439-097-1.
  4. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : учебник / Л.А. Григорович — М. : Просвещение 2003. 475с. — ISBN 5-469-01027-9.
  5. Выготский, Л.С. Психология детского развития : учебник / Л.С. Выготский — М. : Академия 2006. 512с. — ISBN 5-468-01034-8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Кулик, Л.А. Семейное воспитание : учебник / Л.А. Кулик — М. : Просвещение 2003. 175с. — ISBN 5-222-10169-7.
  7. Ковалев, С.В. Психология современной семьи : учебник / С.В. Ковалев — М. : Образование 1999. 270с. — ISBN 5-223 1056-5.
  8. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение : учебное пособие / П.Ф. Лесгафт — М. : Просвещение, 1992. 200с. — ISBN 5-305-00100-5.
  9. Макаренко, А. С. Книга для родителей : учебное пособие / А. С. Макаренко — М. : Педагогика, 1981. 300с.
  10. Макаренко, А. С. Цель воспитания : учебное пособие / А. С. Макаренко — М. : Педагогика 1984. 380с.
  11. Макаренко, А. С. Проблемы воспитания в советской школе : учебник / А. С. Макаренко — М. : Педагогика 1984. 300с.
  12. Макаренко, А. С. Семейное и детское воспитание : справочник / А. С. Макаренко — М. : Педагогика 1984. 200с.
  13. Макаренко А.С. Лекции по воспитанию детей. Общие условия семейного воспитания : учебник / А.С. Макаренко — М. : Знание 1984. 400с.
  14. Немов, Р. С. Психология : учебник / Р. С. Немов — М. : Академия 1995. 492с. — ISBN 5-469-0228-7.
  15. Попиловский, Ю. В. Помощь родителям в воспитании детей : инструкция / Ю. В. Попиловский — М. : Слово 2006. 500с. — ISBN 5-7695-0634-1.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика : учебник / И.Ф. Харламов — М. : Гардарики 2002. 200с. — ISBN 5-7694-0523-5.
  17. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : учебник / В.А. Сухомлинский — М. : Логос 1999. 400с. — ISBN 5-469-0273-2.
  18. Спиваковская, А.С. Как стать родителем : учебник / А.С. Спиваковская — М. : Академия 2001. 306с. — ISBN 5-7695-1950-4.
  19. Эльконин Д.Б. Детская психология : учебник / Д.Б.Эльконин — М. : Академия 2000. 356с. — ISBN 5-7498-1750-6.
  20. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений : учебник / К.Д. Ушинский — М. : Просвещение 1982. 500с.
  21. Фролов, А. А. Макаренко в СССР, России и мире : учеб. пособие / А. А. Фролов — М. : Academia 2001. 417с. — ISBN 5-7496-16320-7.
  22. Хямяляйнен, Ю.В. Воспитание детей : учебник / Ю.В.Хямяляйнен — М. : Просвещение 1993. 190с. — ISBN 5-7692-1703-8.
  23. 23 Фромм, А.К. Азбука для родителей : учебник / А.К.Фромм — М. : Академия 2000. 218с. — ISBN 5-7684-1902-7.
  24. Андреева И.Н. История образования за рубежом и в России : учебник / И.Н. Андреева — М. : Академия 2001. 416с. — ISBN 5-7695-0657-1.
  25. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли : учебник / А.Н.Джуринский — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС 2003. 400с. — ISBN 5-305-00100-5.
  26. Константинов, Н.А. История педагогики : учебник / Н.А.Константинов — М. : Образование 1982. 447с.
  27. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма : учебное пособие / А.С.Макаренко — М. : Слово 1976. 624с.
  28. Кравченко И.В. Совершенство в семье : учебник / И.В.Кравченко — М. : Академия 2003. 268с. — ISBN 5-7684-0345-4.
  29. Лазарев, А.А. Семейная педагогика : учебник / А.А.Лазарев — М. : Академия 2005. 314с. — ISBN 5-7634-0721-6.
  30. мироненко, Л.С. Понимание ребенка : учебник / Л.С. Мироненко — М. : Просвещение 2006. 278с. — ISBN 5-7652-0891-5.
  31. Филимонов К.Н. Моя семья : учебник / К.Н. Филимонов — М. : 2003. 324с. — ISBN 5-305-02312-2.