Для связи в whatsapp +905441085890

Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Технологии сотрудничества с родителями как основа психолого-педагогического партнерства
  2. Педагогические средства организации нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
  3. Народная педагогика на Руси и ее значение для формирования отечественной педагогической науки
  4. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации детей
  5. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема
  6. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  7. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов
  8. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский
  9. А.С.Макаренко воспитании детей в семье
  10. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко

Введение

Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начала формироваться только в 19 веке в общем контексте развития науки. С самого начала преобладало более широкое понимание педагогики: не только рассмотрение взглядов на природу, задачи, содержание и методы образования («философия образования»), но и сама практика образования, воспитания и обучения. С этим во многом связаны различные трактовки основных понятий педагогики — «воспитание» и «образование».

В конце XIX — начале XX века в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся описанием прошлого, стали пытаться объяснить причины изменений в развитии взглядов на образование и его практику. Это было связано как с развитием самой педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе. Но основные функции истории педагогики остаются неизменными: это понимание причин возникновения образования как общественного явления и закономерностей его развития, раскрытие различных связей назначения, конкретных целей организации и содержания воспитания и обучения с особенностями каждого исторического периода.

История педагогики тесно связана с историей многих других гуманитарных наук, в частности, философии, психологии, физиологии. Учет этого обстоятельства помогает правильно понять развитие и трансформацию педагогических идей и различных организационных форм воспитания, обучения и образования.

Осмысление исторического опыта человечества в области образования, воспитания и обучения подрастающего поколения помогает осознать важность индивидуального стиля работы с учащимися, понять, что его работа не может просто ограничиваться набором рекомендаций рецептов следования, от кого бы они ни исходили.

Вместе с обществом в целом образовательная наука и практика участвуют в переоценке прошлого и попытке предсказать будущее в этом смысле. В таких сложных условиях исторические педагогические знания позволяют мыслящим педагогам рационально действовать в текущем контексте, учитывая при этом будущее.

Судьба двадцать первого века находится в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сегодня составляют половину выпускников университетов, играют все более важную роль в различных сферах управления бизнесом, экономики и политики. В российском высшем образовании 55% всех сотрудников — женщины. Они доминируют в таких областях, как бизнес, здравоохранение и образование. Доля женщин в общем числе докторов наук составляет 28%, а доля докторов наук — 13%. В настоящее время женское образование является обычным явлением в институтах и университетах. Однако история женского образования в России уходит далеко в прошлое.

Образование в первобытном обществе

Образование в первобытном обществе в основном достигалось путем вовлечения детей в определенную деятельность. Однако первые институционализированные формы воспитания — специальные ритуалы — существовали уже в начале человеческой истории. Особую роль играли возрастные инициации, которые, согласно фольклору, имели место у предков восточных славян. В первобытных племенах юноши, достигшие половой зрелости, проходили специальное обучение, в ходе которого они учились охотиться и изготавливать орудия труда, развивали волю и выносливость, обучались дисциплине и посвящались в религиозные таинства. Обучение заканчивалось ритуалом инициации, в ходе которого молодые люди должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Те, кто прошел этот тест, признавались полноправными членами общин и получали статус взрослого. Инициативы обеспечили приобретение молодежью ключевых рабочих знаний, навыков и умений, системы ценностей, правил поведения и мировоззрения, принятых в обществе.

В первобытных родовых общинах образование носило социальный характер. Все без исключения дети воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма и подчинения личных интересов интересам общества. Община была общим воспитателем. Каждый из его членов был обязан заботиться о детях и направлять их поведение. Первичными воспитателями обычно были самые близкие родственники и наиболее опытные и уважаемые члены семьи.

Различия в образовании детей определялись их полом. Мальчиков в основном готовили к мужским занятиям (охота, изготовление инструментов), а девочек — к женским (сбор растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это было связано с преобладающей системой гендерного труда и отвечало потребностям продуктивной жизни.

В VI-IX веках образовательная практика восточных славян заметно изменилась. Хотя дети по-прежнему получали образование в основном через участие в различных видах деятельности, хотя обряды инициации продолжали существовать, а различия между образованием девочек и мальчиков оставались очень большими, процессы, связанные с распадом первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества, оказали сильное влияние на характер образования. В основе этих процессов лежал переход к аграрно-пастушеской экономике и возникновение общественного разделения труда.

Возникновение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи, ставшие самостоятельными экономическими единицами, привели к трансформации образования из общего, равного, управляемого общиной, в семейное и сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все больше различались в разных социальных группах, были сосредоточены в семье. Инициация утратила свой универсальный характер и стала достоянием элиты, институтом, который закрепил ее привилегированное положение, возвысил ее над основной массой общества и подчеркнул исключительность элиты.

В VI — IX веках у восточных славян уже полностью сформировались четыре социальных слоя: общинное крестьянство, ремесленники, племенная феодализирующаяся знать и языческое жречество. Образование представителей каждой социальной группы имело свои особенности.

Цели воспитания или средства, используемые для их достижения, определялись конкретными потребностями, из которых вытекала необходимость влиять на психику детей, направлять их поведение, давать им знания и навыки, формировать их ценности. Общая направленность воспитания, которая реализовывалась в конкретных жизненных ситуациях, была неотделима от образа идеального героя, который был специфичен для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель образования, недостижимую в принципе, но определяющую его общую конечную направленность.

Идеалы различных социальных групп, педагогически разбитые, помогали взрослым придать развитию личности ребенка соответствующее направление, повернув его в основном к производственной (сельское хозяйство или ремесла), военно-политической или религиозно-культовой деятельности.

Образование детей самой многочисленной части населения — крестьян, живших в соседних общинах в VI — IX вв. Заметно возросла роль родителей в образовании своих детей. В патриархальных семьях мальчики и девочки, достигшие определенного возраста, воспитывались главой семьи и его женой.

С момента рождения и до 3-4 лет ребенок находился преимущественно на попечении матери, но это не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. Мать и другие члены семьи заботились о ребенке и следили за тем, чтобы он по мере взросления усваивал элементы жизненного опыта. На этом этапе жизни ребенка его воспитание было тесно связано с уходом за ним.

В возрасте 3-4 лет ребенок начинал выполнять посильную работу и помогать старшим, в основном матери. Обучение проводилось в практике повседневной жизнедеятельности. Старшие члены семьи поощряли игры, которые развивали ловкость, силу, смекалку и навыки, необходимые для будущей производственной деятельности.

С седьмого года жизни начинается новый этап в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девушки осваивали «женскую» работу и учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, разливать горшки и т.д.

Образование восточных славян в VI-IX веках становилось все более семейно-сословным и определялось общественным разделением труда.

Воспитание и образование в Киевском государстве

Первые известия о воспитании девочек в Киевской Руси относятся к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла школу для девочек в Андреевском монастыре в Киеве, где девочек учили читать, писать, петь и шить: «Всеволод основал церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите Руси, и построил при церкви женский монастырь, где его первая дочь, Анка, приняла постриг. Собрав несколько молодых девушек, она обучила их чтению и письму, а также рукоделию, пению и рукоделию, и другим полезным для них знаниям, чтобы они с юности понимали закон Божий и усердие, а в молодости умертвили любостяжание воздержанием». Дочь полоцкого князя Евфросиния обучала не только монахинь, но и мирян в основанных ею монастырях.

На основании этих и других данных можно предположить, что в X-XIII веках при церквях и монастырях были созданы колледжи для обучения духовенства и образованных людей, необходимых государству. Митрополит Данил в своих поучениях в первой половине XVI века говорил, что образование необходимо не только для монахов, но и для мирян, «для юношей и дев».

Важнейшим памятником педагогической литературы XVI века является славянский «Букварь» (азбука) Ивана Федорова, впервые напечатанный кириллическими буквами в 1574 году. Эта продуманная система обучения грамоте и элементарной грамматике проникнута гуманными педагогическими идеями.

В XVIII веке появился также сборник инструкций по повседневной жизни, ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в семье — «Домострой», который учил, как «жить по правде, а не по неправде», и содержал советы по «устройству домашнего хозяйства». Несколько глав «Домостроя» были полностью посвящены воспитанию детей.

«Домострой» требовал от детей воспитания в «страхе Божьем», исполнения религиозных ритуалов, беспрекословного послушания старшим, говорил о строгой дисциплине, советовал применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить своих детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, экономности, «вежливости» (то есть вежливого обращения). Бог пошлет кому-то детей, сыновей и дочерей, то позаботься об отце и матери своих детей, обеспечь их и воспитай в хороших привычках: научи страху Божьему и вежливости, и всякому порядку. И со временем, в зависимости от детей и их возраста, обучать ручному труду, отец — своих сыновей, мать — своих дочерей, кто на что способен, какие навыки даст им Бог.

Просвещение в XVI-XVII веках

В XVI и XVII веках резко возрос интерес к причинам различий между людьми. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и отстаиванием идей всемогущества образования. Взгляды на факторы формирования личности были тесно связаны со взглядами на место человека в обществе, с вопросом о равенстве людей. Основываясь на доктрине естественного равенства, отечественные педагоги делают вывод, что все люди рождаются равными, а различия между ними зависят от воспитания и окружающей среды. В соответствии с духом своего времени учение о факторах, влияющих на формирование личности, наиболее полно разработал Симеон Полоцкий («Вечеря души»). Почти на 12 лет раньше Джона Локка он выступил против теории «врожденных идей». По его мнению, среда и воспитание оказывают особенно сильное влияние на человека в годы ранней юности. Он сравнивал сердце ребенка с воском и верил, что педагог может превратить впечатлительного ребенка в светолюбивого орла и землеядного крота. Ни порочность, ни добродетель не передаются по наследству от родителей к детям. «Итак, смотрите, родители, как должно воспитывать детей ваших: добрые слова и примеры добрых дел начертайте на воске, слова благочестивые, а не злые и богохульные, на сих скрижалях и закон Божий напишите. «

Образование при Петре Великом.

В начале XVIII. века в экономической и культурной жизни России произошли большие изменения, но все же страна продолжает отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости требовало реформ в государстве. Развитие промышленности, внедрение новых форм производства, реорганизация администрации, рационализация государственных дел, создание самой мощной армии в Европе требовали более высокого уровня образования и развития науки. Поэтому Петр I одновременно проводил реформы в области образования. Особенность этих реформ заключалась в том, что они носили многогранный характер: Они создали условия для массового образования, технического и профессионального образования, подготовки научных кадров.

Реформы Петра I косвенно способствовали образованию женщин. Знатные семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам и музыке, гувернанток и бонн, которые обучали светским манерам и рукоделию. Основной упор делался на внешнее воспитание, которое заключалось в «вежливости», то есть учтивости в общении. Отдельные школы для девочек существовали в Балтийской России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 года) и при церкви Святого Петра в Петербурге (с 1703 года). Это были смешанные школы для детей иностранцев. Также были созданы частные школы, в которых девочек учили читать «для домашнего пользования» (письмо преподавалось только в некоторых школах). Среди указов Петра I был один, касающийся образования женщин. В этом указе (1724 год) монахиням предписывалось воспитывать сирот обоих полов и обучать их чтению и письму, а девочек дополнительно обучать прядению, шитью и другим навыкам.

Во второй половине XVIII века были созданы частные пансионы для девочек из привилегированных семей. Большинство из них было отдано иностранцам, в основном французам и француженкам, среди которых часто были необразованные, невежественные люди, приехавшие в Россию ради наживы.

Как правило, в интернатах учились дети одного пола; иногда мальчики и девочки учились вместе. Большинство интернатов находилось в Москве и Санкт-Петербурге. Курс обучения определялся держателем.

И все же, несмотря на открытие некоторых частных школ-пансионов, образование женщин во второй половине XVIII века оставалось преимущественно домашним. Образование женщин во второй половине XVIII века было преимущественно домашним, считалось делом семьи, заботой родителей, часто вынужденных пользоваться услугами невежественных иностранцев. Указ 1755 года, запрещавший иностранцам, не сдавшим специальный экзамен, обучать своих детей, остался на бумаге.

Усиление движения Просвещения в стране и распространение прогрессивных идей оказали свое влияние на развитие школы и особенно на женское образование. В своих проектах И.И. Бецкой был вынужден поднимать вопрос о женском образовании, хотя он был убежден, что женщина предназначена для семейной жизни. Идея формирования «новой породы людей» привела к созданию специальных учебных заведений для женщин.

В 1754 году в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в других городах были основаны первые акушерские школы. В раскольничьих скитах существовали частные школы, где преподавали «мастера мысли».

Женское образование и воспитание при Екатерине II

Екатерина II начала свое правление в 1762 году с обещания улучшить государственные законы и положение различных сословий, она обещала улучшить образование и школы. С этой целью я. Привлекался И. Бецкой (1704-1795), который провел много лет во Франции, встречался с французскими просветителями и знакомился с учебными заведениями. По его инициативе в 1763 году в Москве был открыт воспитательный дом с родильным домом. Позже были основаны Санкт-Петербургский дом просвещения и дома просвещения в провинциальных городах.

I. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общем переустройстве детского воспитания в России. Отчет был опубликован в 1764 году под названием «Общая инструкция по воспитанию мальчиков обоего пола» и приобрел силу закона. Он говорил о необходимости воспитания в России «новой расы людей» из всех сословий путем организации закрытых учебных заведений, где дети с 5-6 лет должны находиться до 18 лет. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. «Соответственно, ясно, что корень всякого зла и добра — воспитание: чтобы достичь последнего с успехом и твердым исполнением, нельзя иначе, как избрать средство прямое и основательное. «Придерживаясь этого незыблемого правила, единственным средством остается, во-первых, воспитание новой расы, или новых отцов и матерей, которые могли бы привить своим детям те же прямые и обоснованные правила воспитания, которые получили они сами, и от которых их дети передадут своим детям; и так из поколения в поколение, и навсегда.

Будучи сторонницей женского образования, Бецкой признала важную роль женщин в воспитании детей, особенно в раннем возрасте, и говорила о необходимости формирования в обществе уважения к женщинам как к матерям и педагогам.

Государственное образование женщин в России началось в 1764 году, когда в Санкт-Петербурге по проекту Ивана Бецкого было создано Воспитательное общество благородных девиц.

Одновременно было приказано открыть во всех губернских городах привилегированные учебные заведения для дворянских детей. В небольших государственных школах, созданных по закону 1786 года, обучение девочек было разрешено, но число девочек в них было гораздо меньше, чем мальчиков (в 1800 году за тот же период было 315 школ для девочек. В 315 школах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них учились в городской публичной школе). Школьная реформа 1804 года, несмотря на продемонстрированный либерализм, молчаливо обошла стороной вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы государственного образования.

Заключение

В свете прошедших столетий, конечно, место и значение образования и самообразования в социально-политическом контексте, диалоге современных многослойных и многоязычных культур становятся более заметными.

В исторической литературе существует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, то есть с конца X века. Век. Однако знание фактической ситуации ставит под сомнение это утверждение. Действительно, крещение Руси стало эпохальным событием. Однако образование русских — явление гораздо более древнее. И учитывать этот факт чрезвычайно важно, поскольку он дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал — христианского и языческого («язычником» называли каждого из представителей иной веры) — в общем ключе, в котором происходило становление педагогики православия.

Российская педагогика всегда развивалась в полиэтнической атмосфере. Поэтому взаимодействие и взаимовлияние различных национальностей и этнических групп всегда было актуально для российской педагогики. Это взаимодействие, этот «диалог» различных культур в истории России не всегда был гладким и беспроблемным процессом. На рубеже XVIII и XIX веков иезуитская образовательная традиция начала оказывать влияние на российское народное образование в такой форме и в таких масштабах, которые представляли угрозу для национального образования.

Российское образование также находилось под сильным влиянием французской и английской культуры. В русском аристократическом обществе франкомания сменилась англоманией. На роль попечителя русской школы долгое время претендовала Германия, и не без успеха. Однако, несмотря на все эти влияния (а возможно, отчасти и благодаря им), середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры — литературы, театра, музыки, живописи и т.д. В то же время педагогическая теория в России выработала аксиоматическое положение о том, что национальное и общечеловеческое должны быть сбалансированы и гармонизированы в образовании.

Список литературы

  1. История педагогики. — Москва, М., Мысль, 1976.
  2. История педагогики. — Москва, «Просвещение», 1983.
  3. Российская педагогическая энциклопедия, т.1, Т2, Москва, 1993.
  4. история России с древнейших времен до начала XX века. М.,1992
  5. в: Критика истории школы и педагогической мысли народов СССР / С древнейших времен до конца XVII века. М., Педагогика, 1989.
  6. 6-е издание: очерки по истории школы и педагогической мысли в СССР / / XVIII — первая половина XIX века, автор М.Ф.Шабаев. М. Ф. Шабаев, М. Педагогика, 1972.
  7. в: Критика истории школы и педагогической мысли в СССР / Вторая половина XIX Москва: Педагогика, 1976.
  8. 8 In: Очерки истории школы и педагогической мысли в СССР / Конец 19 — начало 20 века. М.: Издательство «Педагогика», 1991.
  9. Москалева М. О концепции женского образования в России во второй половине XIX — начале XX века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
  10. Константинов В. М., Недосекина И. Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России — 1992-№ 4.
  11. История педагогики в России : пособие для читателей / Сост. С.Ф. Егоров — 2-е изд. М., Academia, 2000.
  12. История российского образования: учебное пособие: письма читателей VIII-начала XX. Калинина С.В., Калинина В.В., Каширина С., Омск, 2000.
  13. История педагогики и образования П/р А. И. Пискунова, М., Сфера, 2001.
  14. Иллюстрации из открытых интернет — источников