Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Народная педагогика на Руси и ее значение для формирования отечественной педагогической науки
  2. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации детей
  3. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема
  4. Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века
  5. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  6. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский
  7. А.С.Макаренко воспитании детей в семье
  8. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко
  9. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского
  10. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.

Введение

Отечественная война 1812 года и особенно ее последствия еще крепче завязали узел всех противоречий феодально-сербской системы и еще больше обнажили ее гнилые основы. Самый важный крестьянский вопрос остался нерешенным. Манифест Александра I, изданный по случаю окончания войны, отверг надежды крестьян на освобождение. В нем прямо говорилось: «Крестьяне, наши верные люди, да будут вознаграждены Богом…». Царь и помещики, пытаясь вывести экономику страны из послевоенной разрухи, возложили на крестьян новые тяготы. В ответ на это усилилось массовое движение против рабства. К 1816-1825 годам число антифеодальных выступлений значительно возросло, а социальный состав участников расширился (помимо крепостных крестьян в движение были вовлечены крестьяне других категорий, а также рабочие и солдатские массы). Движение против рабства распространилось в центральных губерниях России, с весны 1818 года — на обширных пространствах Нижнего Подонья и Приазовской степи. Были выступления в военных поселениях, созданных Аракчеевым. Самым крупным протестом этого периода стало восстание военных поселенцев в Чугуеве летом 1819 года. Однако по отношению ко всему угнетенному рабочему населению России число участников движения было еще невелико. Связанное «наивным монархизмом», русское крестьянство не могло собственными силами ликвидировать самодержавно-крепостнический строй. Лучшие представители российского дворянства стали носителями прогрессивных интересов и потребностей своей страны и своего народа.

Важнейшей причиной движения декабристов стала Отечественная война 1812 года. «Мы дети 12-го года», — говорили о себе декабристы, подчеркивая огромное значение Отечественной войны в формировании их революционной идеологии. Конечно, в 1812 году будущие декабристы были еще далеки от признания революционных идей. Но Отечественная война и, прежде всего, ее итоги подготовили почву для возникновения и развития декабристского движения в России, прежде всего потому, что победа в Отечественной войне сохранила национальную независимость, подняла силы народа и активизировала формирование национального самосознания. «…Наполеон вторгся в Россию, и там русский народ впервые почувствовал свою силу, там пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сначала политической, потом национальной. Это начало свободомыслия в России», — так определил значение Отечественной войны для роста национального самосознания декабрист А. А. Бестужев, талантливый писатель и поэт.

Уже в первые послевоенные годы многие будущие декабристы поняли, что «народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегли к скрытым средствам против явного угнетения». По всей Европе создавались тайные политические союзы…». Декабристы видели различия между тайными обществами, существовавшими в Европе в то время, и одновременно подчеркивали их сходство. Как отмечал декабрист М. А. Фонвизин, европейские тайные общества объединяла общность целей — «противодействовать монархической реакции правительств и освободить народ от их самодержавия».

Действия декабристов против царского режима также готовились в тайных политических организациях. В 1816 году будущие декабристы основали тайное общество «Лига спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества», в 1818 году — новое общество «Лига благоденствия». Шло формирование декабристского движения.

Первые политические организации

Артель офицеров Семеновского полка (1815), основанная Н.М. Муравьевым, была небольшой организацией (15-20 человек) с аморфными и неясными целями. Оно было распущено по приказу Александра I, но его члены продолжали собираться и после роспуска, сделав артель колыбелью декабристского движения.

«Союз спасения» был основан в феврале 1816 года А.А. Муравьевым, С.П. Трубецким, П.И. Пестелем, М.И. Луниным, М. и С. Муравьевыми-Апостолами, И.Д. Якушкиным и др. Программа Лиги спасения предусматривала уничтожение самодержавия, главной силы крепостного права, и введение конституционной монархии. Но методы, с помощью которых должны были выполняться эти задачи, были неясны.

«Союз спасения» был небольшой организацией; его статус был определен в духе масонских учреждений. Происходящая внутренняя ревизия Общества, пересмотр его программы и тактики, привели к появлению на его основе новой главной организации — Союза спасения. Она ставила своей целью ликвидацию самодержавно-крепостнического строя в России, введение политической системы, основанной на твердых и незыблемых законах и народном представительстве, введение Конституции.

Московский съезд 1821 года имел огромное значение для развития декабристского движения. После этого по тактическим соображениям бывший союз был объявлен распущенным. С помощью этой тактической уловки удалось отсеять временных прихлебателей — либералов — и собрать вместе революционно настроенных членов тайных обществ, чтобы приступить к разработке конкретных планов свержения самодержавного и крепостного режимов в России революционным путем. Умеренные элементы, со своей стороны, поддержали это решение в надежде избавиться от радикально настроенных членов. Эти решения «Союза благоденствия» в начале 1920-х годов показали, что условия российской действительности сами определяли изменения в идеологии декабристов. В то же время они отражали дух времени, пронизанного революционными идеями. В такой сложной обстановке на базе Ассоциации благоденствия возникли две новые тайные организации — Южное и Северное общества. Они делали упор на революционный захват власти и осуществление социально-политических преобразований, направленных на разрушение феодальных устоев.

Во главе Южного общества стояла Директория, в которую заочно были избраны Пестель, генеральный директор Второй армии Юшневский, и Никита Муравьев, «северянин». Основателями Северного общества были Никита Муравьев, Трубецкой, Лунин, Пущин, Оболенский, Тургенев и другие. Новые общества ставили перед собой общие цели, но считали свою деятельность тесно взаимосвязанной. В свою очередь, в 1821 году правительство создало тайную полицию в армии. В следующем году самодержавие приняло решение о запрете всех тайных обществ в России, что свидетельствовало об усилении реакционной политики царизма. Изменения в тактике, принятой «Союзом благоденствия», привели к изменению характера заговора южного и северного обществ.

Содержание идей декабристов

Через несколько лет в Северном обществе появился программный документ, известный как «Конституция» Никиты Муравьева, а в Южном обществе — «Русская правда» П.И. Пестеля. При разработке своих конституционных проектов декабристы опирались на исторический опыт своей страны и исходили из основных задач, стоявших перед ними. Они использовали идеологическое наследие ведущих мыслителей России, великого идейного предшественника А. Н. Радищева. В то же время декабристы находились под влиянием передовых идей других стран. Разработка проекта Конституции прошла несколько этапов. При общем непримиримом отношении обоих авторов к крепостному праву и абсолютизму, многие важные вопросы нашли совершенно разное толкование в их политических взглядах. И это наиболее ярко отражается в их политических проектах.

Конституция Никиты Муравьева стала результатом долгого труда. Он начал писать ее осенью 1821 года, но несомненно, что подготовительный период к ее созданию начался раньше. Никита Муравьев изучил все виды конституций, действовавших в то время, изучил основные законы революционной Франции, Североамериканских Соединенных Штатов, испанскую Конституцию 1812 года и многие другие.

В конституции Никиты Муравьева использован опыт Западной Европы. Но это был плод самостоятельного политического творчества, основанного на переработке западноевропейского и американского политического опыта и применении его к российской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной политической литературы, интересовался историей и сам был автором работ исторического характера, таких как анализ «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, «Истории…» Суворова и других работ. Суворов и другие произведения.

Во время работы над Конституцией в 1821 году и в последующие годы Никита Муравьев уже отошел от своих республиканских взглядов. К этому времени он склонялся к идее конституционной монархии. Сдвиг вправо, произошедший в политических взглядах Никиты Муравьева около 1821 года, четко отразился в его конституции. На смену прежним республиканским взглядам пришли конституционно-монархические. Сословная ограниченность дворянства проявилась прежде всего в решении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев провозгласил в своей конституции освобождение крестьян от крепостной зависимости, но в то же время ввел следующее положение: «Земли помещиков остаются за ними». Согласно его проекту, крестьяне освобождались без земли. Только в последнем варианте своей Конституции, под давлением критики со стороны товарищей, он сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебную землю и сверх нее по две десятины на усадьбу в общую собственность. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: Только землевладелец или владелец капитала имел право полноценно участвовать в политической жизни страны, голосовать и быть избранным. Как и в Конституции Пестеля, в Конституции Никиты Муравьева женщинам было отказано в праве голоса. Крестьянин-гражданин не считался «хозяином» по проекту Никиты Муравьева, а его избирательное право было крайне ограничено. Но при всех чертах ярко выраженной сословной ограниченности дворянства, конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционного дворянина. Многие из его положений имели прогрессивное значение. Надо представить, какой объективный исторический смысл имели следующие пункты Конституции Никиты Муравьева в стране крепостного права и самодержавного деспотизма, в стране «старого порядка», еще не знавшей революции.

Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, сделав крестьянина лично свободным: «Крепостное право и рабство отменены. Раб, прикоснувшийся к русской земле, становится свободным» — так гласит 3-й пункт его Конституции. Также были упразднены поместья. «Все россияне были равны перед законом. Конституция Никиты Муравьева подтвердила священное и неприкосновенное право гражданской собственности, но подчеркнула, что право собственности состоит «из одного»: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а «право собственности, состоящее из одного, священно и неприкосновенно».

Была отменена «табель о рангах», которая делила военных и гражданских служащих на 14 классов. Все титулы сословных групп (дворяне, мещане, крестьяне и т.д.) были отменены и заменены титулом «гражданин» или «россиянин». Термин «русский» по Конституции Никиты Муравьева не относился непосредственно к национальности, а означал гражданина российского государства.

Понятие отечества и его защиты поднимается на более высокий уровень в Конституции Муравьева: «Каждый русский должен повиноваться законам и властям отечества, должен быть готов к защите отечества и должен прийти под знамена, когда того требует закон».

Конституция Никиты Муравьева утверждала ряд гражданских свобод: В нем провозглашалась свобода передвижения и занятий, свобода слова и печати, а также свобода вероисповедания. Сословный суд был упразднен, и был введен общий суд присяжных для всех граждан. Какова была ситуация с царской властью? Конституция Никиты Муравьева носила ограниченный монархический характер. Тем не менее, здесь необходимо сделать оговорку: В крайнем случае, Никита Муравьев предполагал введение республики. «Если императорская семья, — показал он во время расследования, — не примет Конституцию, то в качестве последнего средства я надеялся изгнать их и предложить республиканское правление.

Законодательная, исполнительная и судебная власть были разделены в Конституции Никиты Муравьева. Согласно конституции Никиты Муравьева, император был лишь «верховным чиновником российского правительства». Он представлял только исполнительную власть и не имел законодательных полномочий. Император получал высокое жалование (8 миллионов рублей в год) и мог, если хотел, содержать придворный штат за свой счет (дополнительных средств на эти цели ему не выделялось). Император командовал войсками, но не имел права начинать войну или заключать мир.

Никита Муравьев видел будущую Россию (в отличие от Пестеля) как федеративное государство; он был сторонником Североамериканских Соединенных Штатов. Империя была разделена на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Существовало пятнадцать держав (и регионов). У каждой державы была своя столица. Столицей федерации, по мнению Пестеля, должен был стать Нижний Новгород, центр страны, известный своим героическим прошлым во время польской интервенции в XVII веке.

Высшим органом законодательной власти, согласно конституции Никиты Муравьева, должен был стать Народный совет. Он состоял из двух камер: Верхняя палата называлась Верховной Думой, нижняя — Палатой народных депутатов.

Палата народных депутатов должна была состоять из членов, избираемых гражданами штата на двухлетний срок. Один представитель избирался от каждых 50 000 жителей мужского пола. Согласно проекту Муравьева, Дума должна была состоять из 42 членов: по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один от Донской области. Вместе с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судов, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, командиров корпусов, начальников эскадр и обер-офицеров (генерал-прокуроров).

Среди властей также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой из них принадлежала Законодательному собранию, состоящему из двух палат — Палаты выборщиков и Государственной Думы. Державы были разделены на округа. Глава района назывался цацким. Эта должность, как и все другие должности в правительстве, была выборной. Судьи также были выборными.

Конституция Никиты Муравьева, если бы она была введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистской системы и серьезно пошатнула бы ее основы. Это привело бы к развязыванию классовой борьбы в стране. Гораздо легче до конца ликвидировать остатки феодализма в конституционной, а не абсолютной монархии. Таким образом, проект конституции Никиты Муравьева следует признать прогрессивным для своего времени, несмотря на яркие черты сословного ограничения дворянства.

«РУССКАЯ ПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ

Руководитель Южного общества П. И. Пестель годами работал над проектом его конституции. Его вопросы и предложенные им решения снова и снова обсуждались в Южном обществе. Из чего она состояла?

Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правительства во время революции; он считал, что диктатура является решающим условием успеха. Диктатура, по его предположению, должна продлиться 10-15 лет. Его конституционный проект «Русская правда» был указом Временному верховному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями. Полное название проекта — «Русская Правда, или Зарегистрированная Государственная Хартия Великого Русского Народа, которая служит свидетельством к усовершенствованию государственного строя России и содержит истинную заповедь для народа и для Временного Верховного Правительства».

Конституционный проект Пестеля «Русская правда» был плодом долгой и упорной работы. Пестель получил блестящее образование и, по его собственному признанию, имел «особую склонность к политическим наукам» и «пристрастился к ним». Работа Пестеля над конституционным проектом продолжалась почти десять лет.

В своем доме Пестель собрал обширную политическую литературу. Его конституционный проект показал, что он был в курсе политической мысли своего времени. Пестель назвал свой проект «Русская Правда» в память о древнем законодательном памятнике Киевской Руси. Он хотел, чтобы это название чтило национальные традиции и подчеркивало связь будущей революции с историческим прошлым русского народа. Такое название он дал своему проекту только в 1824 году, до этого проект не имел названия.

Пестель придавал большое тактическое значение «Русской правде». По его мнению, революция не могла быть успешно проведена без готового конституционного проекта. Пестель особенно тщательно разрабатывал идею временного верховного революционного правительства, диктатура которого, по его словам, станет оплотом против «ужасов анархии» и «народного несогласия», которого он хотел избежать. Декабристы называли этот период «роковым временем». По мнению Пестеля, немедленное установление диктатуры Временного правительства после переворота и наличие готового «верного карателя» Временного верховного правительства — «Русской правды» — обеспечили правильный ход событий в самый опасный для революции период — от момента революционного военного действия до установления республики и введения новых революционных институтов.

«Русская правда», — писал Пестель в своем «Конституционном проекте», — «есть инструкция или руководство Временному Верховному правительству для его действий и в то же время объявление народу о том, от чего он освобождается и чего он может ожидать вновь…». Он содержит обязанности, возлагаемые на Верховное правительство, и служит гарантией для России, что Временное правительство будет действовать исключительно на благо Отечества. Отсутствие такого документа ввергло многие страны в тяжелейшие беды и беспорядки, потому что там правительство всегда было вольно действовать в соответствии со своими желаниями, личными страстями и частными интересами, без какого-либо ясного и полного руководства, которое направляло бы его, и народ никогда не знал, что делается для него, никогда не видел ясно, какую цель преследует правительство…».

В «Русской правде» было 10 глав: Первая глава — о границах государства; вторая — о различных племенах, населяющих Российское государство; третья — о сословиях государства; четвертая — «о народе в отношении к уготованному ему политическому или общественному состоянию»; пятая — «о народе в отношении к уготованному ему гражданскому или частному состоянию»; Шестой «о строении и образовании верховной власти; седьмой «о строении и образовании местного управления; восьмой «об устройстве безопасности» в государстве; девятый «о правительстве в связи с устройством благосостояния в государстве; десятый — инструкция для государственного Свода законов. Кроме того, «Русская Правда» имела введение, объясняющее основные понятия Конституции, и краткое заключение, содержащее «основные определения и положения «Русской Правды».

По словам Пестеля, только первые две главы и большая часть третьей, четвертой и пятой глав были написаны в общих чертах и в итоге завершены; последние пять глав не были написаны вообще, материал для них остался только в виде черновых подготовительных отрывков.

Проект Пестеля провозглашал резкую и радикальную отмену крепостного права. Страницы, посвященные крепостному праву, написаны со страстным негодованием. Пестель с горячей ненавистью говорил о «рабстве крестьян». Он провозгласил, что крепостное право — «вещь позорная, противоречащая человечности», «рабство должно быть решительно уничтожено, а дворяне, конечно, должны навсегда отказаться от позорных преимуществ, чтобы иметь других людей». Пестель подчеркнул, что отмена крепостного права была первой и главной задачей Временного правительства.

Пестель очень высоко ценил личную свободу. По мнению Пестеля, будущая Россия будет обществом лично свободных людей. «Свобода личности, — говорится в «Русской правде», — есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священный долг каждого правительства. На нем зиждется вся структура государства, и без него нет ни мира, ни процветания.

Пестель выступал за освобождение крестьян с землей. В своем аграрном проекте он смело объединил два противоположных принципа: С одной стороны, он считал, что земля является собственностью всего человечества, а не отдельных людей, и поэтому не может быть частной собственностью, так как «люди могут жить только на земле и получать пищу только от земли», следовательно, земля является общей собственностью человечества. Но с другой стороны, он признавал, что «труд и работа — источники собственности» и что тот, кто оплодотворил и обработал землю, имеет право владеть ею на основе частной собственности, тем более, что для процветания сельского хозяйства необходимы «многие расходы», и только тот, «кто будет иметь землю в своем полном владении», согласится их произвести. Принятие двух противоречащих друг другу положений как истинных. Постель основывал свой аграрный проект на требовании, чтобы земля была разделена на две половины и чтобы каждый из этих принципов был признан только в одной из половин разделенной земли.

Вся обрабатываемая земля в каждой волости (так должно было называться самое мелкое административное деление будущего революционного государства) делится на две части по проекту Постеля: первая часть — общественная собственность, ее нельзя ни продать, ни купить, она поступает в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и должна производить «необходимый продукт»; вторая часть — частная собственность, ее можно продавать и покупать, она должна производить «излишки». Коммунальная часть, предназначенная для производства необходимого продукта, делится между волостными общинами.

Для реализации своего аграрного проекта Постель счел необходимым отчуждение земли крупных землевладельцев и ее частичную конфискацию. Другого способа реализовать его проект не было, потому что в каждой коммуне половина земли должна была быть отдана крестьянам, и эта земля должна была быть отчуждена у владельцев, особенно у помещиков. Было отчуждение земли в обмен на оплату, а также отчуждение без оплаты — экспроприация. Таким образом, земельная собственность (несмотря на полное уничтожение крепостного права!) все же частично сохранялась. Он безжалостно сметал основы феодального сербского общества и стремился к буржуазной реконструкции государства, но все же не осмелился выступить с лозунгом передачи всей земли крестьянам.

Несмотря на эти ограничения, проект Пестеля был чрезвычайно радикальным для своего времени. Накануне реформ 1861 года, как известно, крестьянский надел претендовал лишь на треть обрабатываемой земли, а две трети обрабатывалось помещичьим наделом. Постель давала крестьянам половину всей обрабатываемой земли, что означало значительное увеличение крестьянского землепользования по сравнению с тем количеством земли, которое крестьяне могли использовать при крепостном праве. Крестьянская реформа 1861 года знаменита тем, что отрезала еще пятую часть крестьянской земли (знаменитые «тройники»!) и загнала крестьян «в песок». В проекте Пестеля ничего подобного не было.

Самодержавие в России по проекту Пестеля было решительно уничтожено. Не только институт самодержавия, но и весь царский дом был физически уничтожен: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в начале революции.

«Русская правда» провозгласила республику; по словам Пестеля, 6-я глава «Русской правды» еще не была написана, в ней речь должна была идти об организации верховной власти. Общая республиканская позиция Пестеля наиболее четко выражена в «Государственном договоре» — кратком изложении его конституции и в заявлении Пестеля на дознании. Пестель — сторонник идей революционного верховенства народа: «Русский народ не является заместителем какого-либо лица или семьи. Напротив, правительство является собственностью народа, и оно создано для блага народа, но не народ существует для блага правительства.

Все сословия в земле должны были быть решительно уничтожены и «слиты в одно гражданское сословие». Ни одна группа людей не должна была отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство было уничтожено вместе со всеми другими сословиями, и все русские были объявлены одинаково «благородными», то есть «рожденными для добра». Было провозглашено равенство всех перед законом и признано «неоспоримое право» каждого гражданина на участие в общественных делах.

Согласно Конституции Пестеля, гражданин России достигает совершеннолетия в 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получили право голоса (женщины не имели права голоса). В конституции Пестеля не было переписи богатства; враг «феодальной аристократии», Пестель был не меньшим врагом «аристократии богатства», т.е. преимуществ политического ценза, предоставляемых капиталистическим собственникам в некоторых буржуазных государствах.

Пестель был противником любого вида федеративного устройства и сторонником единой и неделимой республики с сильным центральным правительством.

Республика Пестеля делилась на провинции или области, которые, в свою очередь, делились на уезды, а уезды — на волости. Каждый год в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, так называемое земское волостное собрание, которое избирало своих депутатов в различные «земские собрания», то есть местные органы власти, а именно: 1) в свое наместническое волостное собрание, 2) в свое наместническое уездное собрание и 3) в наместническое уездное или губернское собрание. Председателем губернского собрания был выборный «волостной голова», а председателями губернских и уездных собраний были «выборные посадники» (древнерусское слово). Волость была органом высшей законодательной власти в государстве, она была однопалатной: принцип двухпалатности не признавался Пестелем. Исполнительная власть в государстве принадлежала Государственной Думе.

Развитие и уточнение идей.

Как уже говорилось, Конституция Никиты Муравьева не была идеологическим документом всего северного общества. Идеология северного общества была сложной, в ней боролись политические течения различных оттенков. Декабристы Николай Бестужев, Торсон, Штейнгель, видимо, С. Кашкин и другие письменно спорили с конституцией Никиты Муравьева. По ряду вопросов Николай Тургенев не соглашался с ними. Но особенно важно отметить, что в Северном обществе было много республиканцев по убеждениям. К.Ф. Рылеев был ярым республиканцем, его переход на республиканские позиции произошел не позднее 1824 г. Республиканские взгляды разделял и А. Бестушев. «Весной 1825 года Бестужев провозгласил революционные намерения Общества и предложил учредить республику», — свидетельствует Торсон. «Прими за меня Рылеева искренне по-республикански», — писал Грибоедов своему другу А. Бестушеву. Декабрист Штейнгель вообще считал, что «республиканские взгляды на общество должны были естественным образом возникнуть в результате распространения либеральных идей в России. Декабрист Беляев «воспитывал в себе свободный образ мыслей и, окрыленный мечтами о равенстве, склонялся к республике». Эта группа декабристов, подготовившая и организовавшая восстание 14 декабря на Сенатской площади, имела в своем ведущем ядре преимущественно республиканские убеждения.

Анализ конституции Никиты Муравьева приводит к выводу, что провозглашенная им конституционная монархия была близка по своим основным принципам к принципам республики с президентом во главе.

Конституционный проект Пестеля не только неоднократно обсуждался на собраниях и съездах руководителей Южного общества, но и отдельные члены общества были вовлечены в работу над текстом самого проекта. Юшневский признал на дознании, что в некоторых местах он пересмотрел «стиль» «Русской Правды», но, очевидно, речь шла не только о стиле в строгом смысле, но и о содержании; другие декабристы внесли свои изменения; Сергею Муравьеву-Апостолу было поручено написать свою главу. Основные положения «Русской Правды» были обсуждены на Киевском съезде 1823 года и единогласно приняты лидерами Южного общества. Таким образом, «Русская правда», являясь продуктом огромного личного труда Пестеля, в то же время является идеологическим памятником всей революционной организации, который был единодушно обсужден и принят. Это величайший памятник революционному прошлому первой четверти XIX века.

Восстание декабристов, его последствия и причины поражения

Рано утром 14 декабря 1825 года декабристы уже были в казармах, чтобы вести подчиненные им подразделения к зданию Сената. Первым на Сенатскую площадь прибыл полк Московской гвардии под командованием Михаила и Александра Бестушевых и Дмитрия Шепина-Ростовского. За ними последовали другие военные подразделения. Всего на площади собралось около 3 тысяч солдат и матросов. Здесь были Рылеев, Оболенский, Пущин, Каховский, Кюхельбекер и многие другие декабристы. Однако план, разработанный накануне восстания, не удалось реализовать.

Сенат и Государственный совет принесли присягу новому императору Николаю I. Трубецкой, назначенный руководителем восстания, не появился на площади. К вечеру был избран только новый лидер — князь Оболенский.

Декабристы не перешли в наступление: не захватили Зимний дворец, хотя у них была такая возможность, не захватили артиллерию. Они опасались привлечь на сторону восстания народ, который в большом количестве собрался на площади и бурно выражал свою симпатию повстанцам. По словам современников, «толпа» призывала повстанцев продержаться до вечера, обещала свою поддержку, бросала камни и бревна в правительственные войска. Тем временем Николай I призвал оставшиеся верные войска, которые окружили Сенатскую площадь. Несколько раз кавалерия гвардии атаковала повстанцев, но те отбивали атаки ружейным огнем. Вечером Николай I приказал открыть артиллерийский огонь по повстанцам.

Несколько артиллерийских залпов в заросли повстанцев потрясли их ряды и рассеяли солдат. М. Бестужев пытался построить солдат на льду Невы, чтобы захватить Петропавловскую крепость. Однако ему это не удалось. Ядра проломили лед, солдаты упали в реку и утонули. К вечеру восстание было окончательно подавлено.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами: Пятеро из них были повешены — Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский. В 1825 году впервые в России произошло открытое восстание, открытое революционное движение против царизма. Революционное движение отличалось от стихийных крестьянских восстаний своей политической программой и организацией. Но она была ограниченной, поскольку декабристы были далеки от народа. Тем не менее, их появление стало значительным событием в истории России. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была предпринята практическая попытка изменить общественно-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов, участников восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года, сыграли особую роль в дальнейшем развитии общественно-политической мысли в России.

Царь Николай I, желая исказить истинные цели и задачи декабристов, приложил немало усилий для распространения в России и за рубежом официальной версии восстания 14 декабря 1825 года. Восстание изображалось как узкий заговор, в котором якобы участвовали 7-8 офицеров и несколько человек «гнусной наружности во фраках», увлекая за собой солдат. Цель восстания свелась к свержению трона и законов и распространению анархии.

Заключение

Из этого можно сделать следующий вывод: Сами декабристы рассматривали дело борьбы с царизмом не только как внутреннюю задачу страны, но и как важный фактор в общей борьбе европейских народов против абсолютистско-феодального строя старого мира. П.И. Пестель ясно показал общую задачу всего европейского освободительного движения того времени — борьбу против старой системы. Он также показал, что это стало главной задачей века.

Декабристское движение в России развивалось в условиях, во многом отличных от тех, в которых происходило формирование освободительных движений в ряде европейских стран. Там, где было отменено крепостное право, провозглашены некоторые политические свободы, борьба шла за закрепление этих завоеваний и их расширение, но в России декабристы действовали в условиях самодержавной монархии и полного господства крепостного права. Программа тайного общества декабристов, направленная на уничтожение самодержавия и крепостного права, была более радикальной, чем у многих современных им зарубежных тайных обществ. Крестьянский вопрос занимал большое место в программах декабристов. Историческая заслуга декабристов в том, что из заботы о благе своей страны, всего народа они поставили вопрос, решение которого было связано прежде всего с интересами крепостного права. Конкретные условия существующей действительности определили не только классовый состав декабристского движения, но и его идеологию. Декабристы, дворянские революционеры, боролись за радикальное свержение феодализма, в котором была заинтересована прежде всего масса крепостных. Но в то же время декабристы не говорили от имени народа, потому что сами боялись его.

Список литературы

  1. Арсланов Р.А. Курс лекций: «История Отечества.»/ Р.А.Арсланов, М.Н.Мосейкина // Под ред. А.В.Хорунжий- Режим доступа: http://humanities.edu.ru/, Среда, 01.02.2006, 19:07.
  2. История России в XIX — начале XX века. Учебное пособие / Под редакцией В.А. Федорова. — 3-е издание. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. — 864с.
  3. Пушкарев, С.Г. Обзор русской истории. / С.Г. Пушкарев. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2002 г. — 432с.