Для связи в whatsapp +905441085890

Народные традиции в семье как средство гармонизации межнациональных отношений

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Формирование эстетической культуры учащихся в современной семье
  2. Деятельность классного руководителя по повышению психолого-педагогической культуры родителей учащихся
  3. Особенности формирования педагогической культуры родителей в условиях общеобразовательной организации (организации дополнительного образования)
  4. Формирование здорового образа жизни подростков в семье
  5. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в современной семье
  6. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе по истории
  7. Использование технологии модульного обучения в образовательном процессе по истории
  8. Использование дистанционного обучения в образовательном процессе по истории: достоинства и проблемы
  9. Проектный метод как дидактическое средство развития творческой активности учащихся
  10. Воспитание национальной культуры учащихся (указать возраст: дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников)

Введение

Проблема межэтнической коммуникации всегда была актуальной и останется таковой, ею всегда интересовались ученые многих стран. Проблема межэтнического общения сложна и многогранна. В социологии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

Образование, начиная с дошкольного возраста, должно, с одной стороны, помочь ребенку осознать свои корни и тем самым определить свое место в мире, а с другой — привить уважение к другим культурам.

Межэтническая коммуникация — это вид социальной коммуникации, обусловленный основными сферами взаимодействия между народами — экономикой, политикой, наукой, культурой и языком.

Этика межнациональных отношений — это не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которая проявляется в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимного уважения людей разных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости пренебрежительного отношения к языку, национальным обычаям и традициям других народов со стороны кого бы то ни было. Обучение этике межэтнического общения должно начинаться с детьми в дошкольном возрасте.

Ребенок должен постепенно обнаруживать сходства и различия с другими людьми через реальную практику общения. Поэтому цель всех учебных заведений — не только познакомить детей с различными этническими культурами, но и научить их жить в обществе, где формируются новые сложные культурные конгломераты.

Все это определило актуальность темы исследования.

Изучая психолого-педагогическую литературу, мы отметили противоречия между общими нравственными представлениями дошкольников и индивидуальными формами их исполнения, между необходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количеством разработок по воспитанию этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: найти средства продвижения этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Эта проблема позволила сформулировать тему исследования: «Обучение этике межэтнического общения».

Объект исследования: процесс общения детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: средства обучения этике межэтнического общения.

Цель исследования: теоретически выявить и с помощью экспериментальной работы проверить эффективность средств воспитания этики межэтнического общения.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило нам выдвинуть следующую гипотезу: Предполагается, что воспитание этики межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. рассмотреть понятие «межнациональное общение» и определить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. определить средства продвижения этики межэтнического общения.

Экспериментально проверить эффективность средств развития этического межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологические основы исследования: общетеоретические основы межэтнических отношений можно найти в работах Р.Г.Абдулатинова, Э.Н.Аллахвердянц, Э.А.Баграмова, Н.И.Белова, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистровой, Ю.Г.Головина, М.С.Бромлея, Т.И.Бурдмостровой, Ж.А.Кузнецовой и др. Головин, М.С. Джунусов, О.А. Дмитриев, Л.М. Дробижева, А. Некрасова, Р.А. Саликов, Е.А. Тадевосян, Е.А. Троицкий, Н.И. Хмара и др. Хотинец; цели, содержание, задачи, средства и компоненты интернационального воспитания молодежи в комплексе с другими направлениями развития личности в работах Т. К. Ахаяна, Н. И. Болдырева, А. А. Кирсанова, Б. Т. Лихачева, И. С. Маренко, В.А.Сластенина; пути и средства формирования интернационалистских взглядов и убеждений П.М.Викторовой, К.Е.Лускаловой, Е.М.Махмечевой, А.Микаберидзе, И.Э.Моносзона, Г.М.Рогачева, М.А.Свердлина, Л.М.Симакиной, А.И.Холмогорова.

Понятие «межэтническое общение» в психолого-педагогической литературе

В психологической и педагогической литературе существует множество определений деятельности общения.

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей с целью координации и объединения их усилий для установления отношений и достижения общего результата. Общение — это взаимодействие людей, которые вступают в него как субъекты.

Для общения требуется как минимум два человека, каждый из которых выступает в роли субъекта. Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие — оно происходит между участниками, каждый из которых является равноправным носителем деятельности и принимает ее в своих партнерах.

Общение — взаимодействие между людьми, в основном прямое. В трактовке социальных отношений коммуникация является формой их реализации, которая — вместе с объектными опосредованиями — позволяет воспроизводить и накапливать человеческий опыт, сотрудничать и разделять человеческую деятельность. Термин «коммуникация» также используется для характеристики взаимодействия между различными социальными и культурными системами («межэтническая коммуникация», «коммуникация культур»), то есть в более широком смысле, чем межличностное общение между людьми. В любом случае, коммуникация не может происходить в обход межличностных контактов.

Этика межнационального общения является органической частью духовной жизни общества, его культуры, особенно культуры человеческих отношений. Понятие «этика межэтнического общения» вошло в научный оборот в начале 80-х годов. Как теоретическая, так и практическая функции этики межнационального общения заключаются в том, чтобы способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплять их дружбу и сотрудничество, способствовать развитию такта и взаимного уважения людей разных национальностей.

Основными признаками и критериями этики межэтнического общения являются: Осознание и признание примата общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми ценностями, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; неразрывное чувство национальной и общенациональной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к человеческому роду; чувство дружбы между народами страны проживания, единства человеческой семьи; беспокойство за судьбу «малой Родины», большой Родины, всей планеты Земля; понимание необходимости работать на благо своей нации, народов страны проживания, для сохранения человечества; стремление и содействие развитию отношений между своей нацией и народами страны проживания и мира неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, демократической культуре мира; знание своего языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своего народа, народов страны проживания, всего человечества глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и каждой другой, доброжелательность и такт в отношениях, а в перспективе — отказ от привычки различать людей по национальному и расовому признаку; правильное понимание национализма как крайне сложного, неоднозначного и противоречивого явления; нетерпимость к признакам шовинизма и расизма, стремление к освоению и совершенствованию этики межнационального общения.

Человек с развитой этикой межнационального общения обладает следующими наиболее типичными чертами личности: Навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение использовать их в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, национальным культурам, прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального самомнения, национального нигилизма; способность освободиться от прошлых предрассудков не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважение к языку народа, на территории которого он проживает.

Способность к межэтническому общению можно считать врожденной, но, как и другие способности, ее необходимо развивать в процессе обучения. Сегодня мы можем говорить о двух источниках, питающих национализм: национальная ограниченность и эгоцентризм. Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта межнационального общения. Вторая возникает из конкретных социальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Часто второй источник определяется первым, который можно нейтрализовать с помощью эффективного образования, профилактики и перевоспитания. Задача состоит в том, чтобы с раннего возраста раскрыть нравственные, эстетические, национальные особенности представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Повсеместное стремление к национальному возрождению создает благоприятную почву для диалога культур и воспитания молодежи в духе национально-религиозных ценностей. Формированию этики межэтнического общения мешает старая антитеза «Восток и Запад», которая отождествляется с противопоставлением ислама и христианства. Путь к взаимопониманию ведет не только через знания, понятия, но и через чувства, стремление увидеть красоту в чужом национальном, в чужом религиозном. В литературе по общественным наукам термины «этика межэтнического общения» и «межкультурная коммуникация», как уже упоминалось выше, использовались в основном с начала 80-х годов 20 века. Проблема коммуникации в этнической сфере и попытка определить критерии этики межэтнического общения, а также типологию межэтнической коммуникации в условиях различных социально-политических систем отражена, например, в работах А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, Л.М. Дробижевой. Так, Л.М. Дробижева анализирует роль социальных и психологических аспектов межэтнического общения, рассматривая структуру общения в целом. И работы T.Y. Бурмистрова и О.А. Дмитриев показывают сущность и реальный процесс формирования и функционирования этики межнационального общения в различных сферах общественной жизни. Исходной методологией для анализа статей по воспитанию этики межнациональных отношений и этнической толерантности личности является культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А. Леонтьева и А. Лурии и историко-эволюционный подход к изучению личности, разработанный А. Асмоловым.

Итак, в содержание понятия «Этика межнационального общения» входят: симпатия, доброта и уважение к сверстникам и взрослым разных национальностей; понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функционального значения; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре других этносов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении в непосредственном и опосредованном общении.

В следующем разделе мы рассмотрим особенности общения детей дошкольного возраста.

Характеристика общения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте другие дети — сверстники — прочно и надолго входят в жизнь ребенка. Сложная и порой драматическая картина взаимоотношений разворачивается между дошкольниками. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда по маленькому делают «вредности». Все эти отношения переживаются интенсивно и связаны с множеством различных эмоций. Эмоциональное напряжение и конфликты в сфере детских отношений гораздо выше, чем в сфере общения со взрослым человеком. Родители порой не знают о разнообразии эмоций и отношений, которые испытывают их дети, и по своей природе не уделяют особого внимания детской дружбе, ссорам, обидам.

В то же время опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Она не всегда развивается успешно. У многих детей негативное отношение к окружающим формируется и укрепляется уже в дошкольном возрасте, что может иметь очень печальные и длительные последствия. Важнейшая задача родителей — своевременно выявить проблемные формы поведения ребенка по отношению к сверстникам и помочь преодолеть их. Для этого необходимо знать возрастные особенности детского общения, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Общение детей младшего дошкольного возраста полностью отличается от общения со взрослыми. Они по-разному говорят, по-разному смотрят друг на друга, по-разному ведут себя.

Первое, что бросается в глаза, — чрезвычайно яркий эмоциональный накал детского общения. Они буквально не могут говорить спокойно — они кричат, визжат, хихикают, бегают, пугают друг друга и задыхаются от восторга одновременно. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты маленьких детей от взаимодействия со взрослыми. При взаимодействии со сверстниками примерно в 10 раз больше ярких мимических выражений, выражающих широкий спектр эмоциональных состояний: от гневного возмущения до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще одной важной особенностью детских контактов является нестандартность их поведения и отсутствие каких-либо правил и приличий. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дети используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, гримасничают, насмехаются друг над другом, трещат, квакают и лают, придумывают невообразимые звуки, слова, сказки и т.д. Такие причуды доставляют им безудержную радость — и чем страннее, тем смешнее.

В возрасте 3-4 лет общение со сверстниками приносит в основном радостные чувства. Но позже возникают более сложные и не всегда радостные отношения.

В середине дошкольного возраста происходит решающее изменение в отношении к сверстникам. Образ взаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (особенно для дошкольников) со сверстником становится более привлекательным, чем общение со взрослым, и занимает все большее место в жизни ребенка. Даже дошкольники сознательно выбирают компанию сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, чем взрослые.

В дополнение к потребности в совместной игре, у 4-5-летнего ребенка обычно развивается потребность в признании и уважении сверстников. Эта естественная потребность создает много проблем во взаимоотношениях детей и является причиной многих конфликтов. Ребенок стремится привлечь внимание окружающих, чутко улавливает в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, проявляет обиду в ответ на невнимание или упреки со стороны партнеров. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он в большинстве случаев не поддерживает. Особенно ярко это проявляется в неспособности продолжать и развивать диалог, который обрывается из-за неспособности услышать партнера.

В возрасте 4-5 лет дети часто спрашивают взрослых об успехах своих сверстников, демонстрируют свои преимущества и стараются скрыть от сверстников свои ошибки и неудачи. В этом возрасте общение детей характеризуется соперничеством. «Невидимость» сверстника превращается в живой интерес ко всему, что он делает. Успехи и неудачи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети внимательно и ревностно наблюдают за действиями своих сверстников, оценивают их и сравнивают со своими собственными. Реакция детей на оценку взрослого — кого они хвалят, а кого могут ругать — также становится более острой и эмоциональной. Успехи сверстника у многих детей могут вызвать огорчение, а вот их неудачи — нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые чувства, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, безусловно, осложняют детские отношения и становятся причиной многих конфликтов в детстве.

Ролевые игры

Мы видим, что в середине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится объектом постоянного сравнения с ним самим. Это сравнение направлено не на установление всеобщности (как в случае с трехлетними детьми), а на противопоставление себя и другого. Каждому важно показать, что он или она хотя бы в чем-то лучше других — лучше прыгает, лучше рисует, лучше решает проблемы, владеет лучшими вещами и т.д. Такое сравнение в первую очередь отражает изменения в самовосприятии ребенка. Сравнивая себя со сверстником, он оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах других». Для 4-5-летнего ребенка этот другой становится сверстником. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, соревновательность. Некоторые дети буквально «застревают» в негативных чувствах и очень страдают, когда кто-то превосходит их в чем-то. Такие переживания впоследствии могут стать источником многих серьезных проблем, поэтому очень важно «притормозить» надвигающийся прилив зависти, ревности и хвастовства. В дошкольном возрасте это возможно через совместную деятельность детей и особенно через игру.

Этот возраст — расцвет ролевых игр. В это время игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не поодиночке. Основным содержанием общения детей среднего дошкольного возраста в настоящее время является общее дело или деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Младшие дети, как мы выяснили, действовали одновременно и одинаково, рядом, но не друг с другом. Для маленьких детей было важно делиться своими эмоциями и повторять движения сверстника. В деловом общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должны координировать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Совершенно недопустимо повторять действия или слова другого, ибо у каждого своя роль. Большинство ролевых игр разработаны таким образом, что для каждой роли требуется партнер: Если я врач, мне нужен больной человек; если я продавец, мне нужен покупатель и т.д. Следовательно, сотрудничество, координация действий с партнером, является необходимым условием нормальной игры.

В ролевой игре нет абсолютно никаких причин для конкуренции и соперничества — в конце концов, у всех участников есть общее дело, которое нужно выполнить вместе. Для детей не так важно самоутверждаться среди сверстников, гораздо важнее сыграть вместе в хорошую игру, или получить красивую кукольную комнату, или большой дом из кубиков. В этом случае не имеет значения, кто построил дом. Важен результат, которого мы достигаем вместе. Поэтому необходимо сместить интересы ребенка от самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной деятельности с другими детьми, где главное — совместный результат, а не его личные достижения. Создавая условия для совместной игры и объединяя усилия детей для достижения общей цели, вы помогаете ребенку избавиться от многих личных проблем.

Однако для многих пятиклассников повышенная потребность в признании и уважении со стороны сверстника — это всего лишь возрастная особенность. В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстнику снова существенно меняется.

К 6-7 годам у дошкольников значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность помогать друг другу. Конечно, соревновательное, конкурентное начало сохраняется на протяжении всей жизни. Наряду с этим старшие дошкольники постепенно открывают в общении способность видеть в партнере не только ситуативные явления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к своему сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т.д. Возникает интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам у многих детей появляется немедленное и незаинтересованное желание помочь, дать или уступить что-то сверстнику. Schadenfreude, зависть, конкурентоспособность встречаются реже и не так ярко выражены, как в возрасте пяти лет. Эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника также значительно возрастает в этот период. Дети интересуются тем, что и как делает другой ребенок (во что он играет, что раскрашивает, какие книги рассматривает), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто потому, что этот другой ребенок становится интересен сам по себе. Иногда, даже вопреки принятым правилам, они пытаются помочь другому ребенку, подсказывая ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединиться с товарищем в «противостоянии» со взрослым, защитить или оправдать его.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам сверстника. Они радуются, например, когда воспитательница в детском саду хвалит их сверстника, и расстраиваются или пытаются помочь, когда у него или у нее что-то не получается. Таким образом, сверстник становится не только средством самоутверждения и объектом сравнения с самим собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценным человеком, который важен и интересен, независимо от собственных достижений и игрушек.

Дети интересуются тем, что испытывает и предпочитает другой ребенок.

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще делают что-то с намерением для другого ребенка, чтобы как-то помочь ему или сделать его лучше. Они сами это понимают и могут объяснить свои действия.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более стабильным и уже не зависит от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста между детьми формируются прочные избирательные связи, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (2-3 человека) и проявляют явное предпочтение к своим друзьям. Больше всего они заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, ходить с ними на прогулки и т.д. Друзья рассказывают друг другу, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки характеристикам и действиям других людей.

Итак, особенности общения старших дошкольников заключаются в том, что приведенная выше последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Хорошо известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его благополучие, положение среди окружающих и, в конечном счете, особенности формирования личности. Дети часто негативно относятся к сверстникам другой национальности. Необходимо развивать этику межэтнического общения у детей, начиная с дошкольного возраста.

В следующем разделе мы поговорим о средствах продвижения этики межнационального общения среди дошкольников.

Средства продвижения этики межнационального общения среди детей дошкольного возраста

Средство — это то, что служит цели. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности является одной из главных задач современного общества. Проблема воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Рассмотрим понятие «образование». Воспитание — это процесс систематического и сознательного воздействия на человека, его умственное и физическое развитие, с целью подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но образование не является отдельным процессом, оно неотделимо от воспитания и образования, поскольку вышеперечисленные процессы направлены на человека в целом. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные компоненты, которые влияют на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.

Термин «образование» имеет ряд педагогических терминов. Во-первых, это «становление» — термин, отражающий условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно конструировать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и принимать относительно устойчивые ценностные решения.

Следующее определение понятия «образование» — это формирование — процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальным миром, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый — целесообразность, наличие образца, как социокультурного ориентира; второй — соответствие процесса социокультурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий — наличие определенной системы организованных воздействий. Для успешного и эффективного процесса воспитания детей дошкольного возраста необходимо использовать различные средства.

Для осуществления педагогической работы по формированию этики межнационального общения у детей дошкольного возраста, прежде всего, необходимо понять суть этого очень сложного процесса. Как органическая часть нравственного формирования личности, ее гражданского становления, пропаганда этики межнационального общения, представляет собой целенаправленный процесс, вовлекающий детей в различные виды учебной и внеклассной работы, которая по своему содержанию связана с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, стимулирует их деятельность по развитию своих нравственных качеств.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастными и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют довольно смутное представление о своей национальности, а в возрасте 4 лет начинает формироваться отношение ребенка к человеку другой национальности. В этом возрасте ребенку еще свойственны эмоциональная отзывчивость, открытость, доступность и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Поэтому одной из главных задач воспитателей является формирование у дошкольников доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических групп и приобщение к культурным ценностям разных народов.

Учебные заведения, которые проводят один или два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, из которых эмигрировали родители их студентов, не могут утверждать, что межкультурное образование пустило корни в их стенах. Культура — это не только еда, одежда и песни. Это образ мышления, образ жизни и способ общения.

Концепция межкультурного образования — это не очередной «региональный компонент» содержания образования, дополнительный урок или праздник. Признанная необходимость воспитания в детях уважения к культурным различиям требует от общества и государства особых усилий по внедрению такой педагогики в жизнь каждого детского сада, каждого школьного класса, каждой семьи.

Каждый человек, как взрослый, так и ребенок, должен соблюдать основные принципы этики межнационального общения.

  1. принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
  2. тактичность в общении с людьми других национальностей.
  3. человеку любой национальности свойственно уважать ритуалы, обряды, обычаи, традиции своего этноса, и такое отношение следует назвать естественным и единственно нормальным.
    Каждая этническая группа имеет свои специфические традиции, которые могут показаться непонятными и даже абсурдными представителям другой этнической группы. Однако, сколько бы ни было очевидных причин для обсуждения уместности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку негативные оценки норм и установок собственного этнического коллектива.
  4. При обсуждении национальных и этнических проблем необходимо четко представлять, насколько глубокими знаниями по рассматриваемой теме он обладает. Чаще всего люди получают базовые знания об этнической принадлежности из недостаточных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученную таким образом информацию переносят на всю этническую группу.
  5. необходимо знание обрядов, ритуалов и обычаев этнической группы, в которой живет человек. Он должен освоить минимальные требования этикета, свойственные его этнической среде. Особенно важно знать и соблюдать нормы запрета.
    Правила вежливости любого народа представляют собой очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. Где бы человек ни находился, он должен уважать традиции национальной среды и вести себя в соответствии с ее нормами.
    Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и ритуалов, национальных традиций и психологии, образа жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и с достоинством.
  6. Одним из наиболее важных аспектов этики межэтнического общения является лингвистический. Знание языка основной этнической группы, в среде которой человек живет, является важнейшим элементом культуры межэтнического общения.

Приведенные выше принципы этики межэтнического общения основаны на понятии «принятие». Не обязательно заучивать сотни правил; запомните одно — нужно относиться к другим с уважением.

Закрепление и уточнение представлений дошкольников о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, сценической, а также в процессе общей социализации по мере приобретения ребенком все большего объема знаний о межэтнических сходствах и различиях.

Существуют разнообразные средства воспитания у детей этики межнационального общения: от организации непосредственного общения с представителями разных национальностей до создания этнических мини-музеев в дошкольных учреждениях.

Заключение

В последнее время проблема продвижения этики межэтнического общения в СМИ широко рассматривается на государственном и международном уровнях. Это связано с участившимися случаями проявления нетерпимости к инакомыслящим со стороны враждебно настроенных оппонентов. Более того, часто возникают открытые конфликты, которые заканчиваются жестокими и кровавыми столкновениями. По мнению большинства аналитиков, такая тенденция связана со снижением уровня терпимости к людям, ригидностью в отношениях, неумением тактично и грамотно отстаивать свою позицию, не затрагивая существенные аспекты жизни других людей.

Нам кажется, что наибольшее внимание следует уделить дошкольному возрасту, поскольку именно в этот период человек приобретает способы и средства грамотной адаптации к миру взрослых. Ребенок еще воспринимает все с детской непосредственностью, но он уже способен грамотно анализировать ситуации и делать из них соответствующие выводы. В этом возрасте формируется мировоззрение ребенка, и все, что он впитывает, в будущем будет определять его позицию в жизни и поведение в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости обучения этике межнационального общения в дошкольном возрасте.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие «этика межнационального общения» в психолого-педагогической литературе, выявили особенности общения дошкольников, определили средства продвижения этики межнационального общения. Чтобы проверить эффективность средств, мы провели экспериментальное исследование.

Исходя из того, что предметом нашего исследования является процесс развития этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, мы сосредоточились на рассмотрении процессуального компонента, средств развития этики межнационального общения в дошкольный период, к которым мы относим следующие

  • Привлечение детей к специальным занятиям для получения знаний о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
  • использование игровых занятий как средства воспитания толерантности;
  • использование методов эмоциональной стимуляции.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 21 города Ишима. В исследование были включены 20 детей.

Для определения уровня этики межэтнического общения на этапе опроса использовались следующие критерии и показатели:

  1. Критерий достаточных знаний о других нациях и народностях;
  2. сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, эмпатии, наличие (отсутствие) положительных эмоций в общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;
  3. позитивные действия, как в реальных, так и в вербальных ситуациях (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

Диагностика исходного уровня этики межнационального общения дошкольников на восходящем этапе исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием многих наций и народностей, обладают недостаточной информацией в этом направлении, уважение к детям других национальностей развито недостаточно.

Полученные данные послужили практической основой для организации и проведения формирующего этапа эксперимента по продвижению этики межэтнического общения.

Для этого был разработан план занятий, направленный на формирование этики межнационального общения дошкольников, расширение их межкультурной компетенции, приобретение этнокультурного опыта и навыков позитивного межнационального взаимодействия. С целью повышения уровня этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста мы провели формирующий этап эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали качественные изменения в этике межнационального общения у детей экспериментальной группы на основе знакомства с культурой разных народов.

Таким образом, на основании проведенной экспериментальной работы по развитию этики межнационального общения, можно сделать вывод, что игра является эффективным средством развития этики межнационального общения у детей дошкольного возраста. Результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

В результате нашего эксперимента мы также пришли к следующим выводам: Воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста — актуальная задача нашего времени. В процессе обучения в дошкольном учреждении ребенок приобретает первые навыки социального общения, осваивает основы этики межнационального общения. Мы убеждены, что воспитание терпения и гармонии начинается с отношения человека к самому себе и к своему ближайшему окружению.

Как показывают исследования отечественных ученых и наша экспериментальная работа, ребенок дошкольного возраста характеризуется эмоциональной отзывчивостью, открытостью, доверчивостью и отсутствием этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Таким образом, продвижение этики межнационального общения у дошкольников невозможно без создания атмосферы доброжелательности, удовольствия от совместной деятельности, дружелюбия и симпатии, интереса друг к другу. В таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

Более глубокая, обогащенная содержанием работа по воспитанию этики межнационального общения старших дошкольников на основе ознакомления с культурой разных народов через игру, проведенная с детьми экспериментальной группы, показала положительную динамику в изучаемой проблеме, что подтверждается на заключительном этапе нашего исследования.

Список литературы

  1. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию этнической толерантности у детей/ Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. — 2002. — № 2.
  2. Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе/А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева. — Уфа: Творчество, 1997.
  3. амонашвили Ш.А. Создавая человека/Ш.А.Амонашвили. — М.: Педагогика, 1982.
  4. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности/А.Асмолов. — Москва: Мемориал. 2001.- №24.- С.61-63.
  5. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О значении понятия толерантности / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. — 2001. — № 1.
  6. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. Толерантность в общественном сознании России/. — М.: Педагогика, 1998.
  7. Бателаан, П. Межкультурное образование — больше, чем обязанность/ П.Бателаан. — М.:Просвещение, 2002. С.243.
  8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И. Божович, М.М.С.: МПСИ: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  9. психология развития и образования / под ред. А.В. Петровского / М.: Просвещение, 1989.
  10. Демиденко, Ж. Воспитываем толерантность/ Ж.Демиденко, О.Куликова // Школьный психолог. — 2002. — № 15. — С. 4.
  11. дерманова И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: Метод. Рекомендации/ И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. — Санкт-Петербург: Питер, 2001.
  12. Дмитриев, Г.Д. Мультикультурное образование/ Г.Д. Дмитриев. — М.: Народное образование, 1999.
  13. Дробижева, Л.М. Ценности и символы национальной идентичности в изменяющемся обществе/Л.М. Дробижева. — М.: Педагогика, 1994.
  14. Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике/М.Н.Дудина. — Екатеринбург: Наука, 1998.
  15. Зимбули, А.Е. Почему толерантность и что такое толерантность / А.Е. Зимбули. — М.: Просвещение, 1996. С.233.
  16. Камынина С. Ю. Международное сотрудничество как фактор модернизации отечественного дошкольного образования / С. Ю. Камынина, Г. Максимова // Межкультурный диалог: Сравнительные исследования в педагогике и психологии : сборник эссе / Владимирский государственный педагогический университет. — Владимир: Нерль, 1999. С. 37 — 44.
  17. Кон, И.С. Психология предрассудков (о социально-психологических корнях этнических предрассудков)/ И.С. Кон// Психология национальной нетерпимости: сб. антологий/ сост. текст]/ И.С. Кон// Психология этнической нетерпимости: записки читателя/ Составитель Ю.В. Чернявская- Мн: Харвест, 1998. 40.
  18. Копченова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников / Е.Е. Копченова // психолог в детском саду. — 1999. — № 1. — С. 64 — 66.
  19. Лебедева Н.М. Введение в этническую и межкультурную психологию : учебное пособие / Н.М.Лебедева. — М.: Ключ — С, 1999. — С. 194 — 210.
  20. Люсье, Г. О положительных результатах через культурное разнообразие класса/Г.К.Люсье//Новые ценности образования.-2004.- № 4. — С. 20-24.
  21. Менская Т.Б. Мультикультурное образование: программы и методы/Т.Б.Менская // Общество и образование в современном мире. -Том 2. — М., 1993.
  22. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. — МУХИНА. М.: ИПП, 1998.
  23. Немов, Р. Психология/ Р.Немов / учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. 1 Общая психология. — 3-е изд. — М.: Гуманитарные науки. Издательство ВЛАДОС, 1998.
  24. оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание друг друга: диссертация. ….. Кандидат психологических наук/ А.П. Оконешникова. — Якутск, 1998.
  25. парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности/Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова // Дошкольное воспитание / М-во общего и профессионального образования. — 1999. -№ 5. — С. 70 — 73.
  26. Смирнова Е.О.. Особенности общения с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.О. Смирнова. — М.: издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  27. Снежкова И.А. О проблеме изучения этнического сознания у детей и подростков/ И.А. Снежкова// Советская этнография — 1982 г. — № 1 — С.80 — 88.
  28. Суслова Е. Воспитание эмоционально-положительного отношения детей к людям разных национальностей/ Е.Суслова // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — С. 82 — 91.
  29. Суслова Е. Воспитание гражданина: подготовка к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры/ Е.Суслова // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — C. 86 — 89.
  30. суслова Е. Рекомендации по вопросам: «Воспитание у детей этики межнационального общения»/ Е.Суслова // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — С. 26.
  31. Суслова Е. Формирование любви к Родине, основ гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны»/ Е.Суслова// Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — С. 25.
  32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. — М.: Academia, 2000 г. — 304с.
  33. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: пер. с немецкого: в 4 томах. Т. 1. текст]/ К.Вопель.-М.: Генезис, 2003. — 160 с.
  34. Харламов И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 2000. 272 с.
  35. Юрина Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка)/Н.Юрина// Воспитание дошкольников. — 2005. — №2. — С.16.